Слайд 1Урок по роману
А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»
Учитель: Канаева Б.М.
Слайд 2Цели:
углубить общее представление учащихся о репрессиях, рассмотреть, как в
творчестве Солженицына раскрывается тема репрессий;
выяснить особенности повествовательной манеры Солженицына;
развивать умения строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, развивать навыки интерпретации прозаического текста, работы с первоисточником;
воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; способность противостоять силе зла, уважение к людям, ставшим жертвами репрессий, чувства гражданственности и ответственности за судьбу Родины.
Слайд 3Не хочу мести, не хочу суда. Хочу, чтобы люди знали
и помнили, как все это было.
Акмал Икрамов Камил, писатель,
расстрелян
в 1938 г.
Слайд 4Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. Но
в жизни бывают моменты, которые невозможно вспоминать без слез. Трагические
события откладывают большой отпечаток на жизни и судьбы людей, нации, поэтому эти страницы истории надо изучать с особым вниманием. Политические репрессии – одна из самых трагических страниц нашей истории. Но это наша история, и изучение ее – знак памяти и дань уважения невинно пострадавшим. Знание всех фактов нашего прошлого, особенно трагических, дает нам полное представление о нас самих, о современности.
Слайд 5Политические репрессии
Что такое репрессии?
Репрессии – карательные меры, наказания, применяемые
государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников, как
реальных, так и мнимых.
Слайд 6Тема репрессии в литературе
За последние десятилетия прошлого века вышло много
книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Главная фигура
этих произведений – Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял И.В.Сталин, принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени – репрессии. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в лагеря. Тысячи незаконно осужденных людей.
В Западной литературе события тех лет в нашей стране часто называют «большим террором», иногда «великим безумием», т.е. акцией, не имевшей объяснения.
С 1921 по 1954 год по стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880 человек.
Видеофрагмент из КИМ
Слайд 7Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых
колоний и 50 колоний для несовершеннолетних, поэтому
А.И. Солженицын вводит
понятие «архипелаг»: «лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей, то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг».
– В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю. Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему. Сегодня мы поговорим о том, как воплотилась лагерная тема в творчестве Солженицына.
Слайд 8Судьба Солженицына уникальна, это выражается в тяжести испытаний, выпавших на
его долю: война с фашизмом, сталинские лагеря, раковый корпус, внезапная
слава, связанная с опубликованием «Одного дня Ивана Денисовича», затем замалчивание, запреты, высылка из страны и вновь обретение российского читателя.
Биография Александра Исаевича почти тождественна биографии послереволюционной России.
Слайд 9Год рождения – 1918. Гражданская война, голод, террор и детство
без отца, который умер за несколько месяцев до рождения Саши.
Год мужания – 41-й. Выпускник физмата Ростовского университета идет в офицерскую школу, потом на фронт. Солженицын командует артиллерийской батареей. По окончании войны имеет чин капитана, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.
Слайд 10В феврале 45-го – излом судьбы: Солженицын арестован за критику
Сталина в письме другу детства, которое было просмотрено контрразведкой. 8
лет исправительно-трудовых лагерей «за антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации».
Слайд 111947 – переведен как математик в Марфинскую «шарашку» – НИИ
МВД-КГБ, где пробыл до 1950 г. Позднее эта «шарашка» будет
описана в романе «В круге первом». С 1950 в экибастузском лагере (опыт общих работ
воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»). Здесь он заболевает раком. В лагерях работает чернорабочим, каменщиком, литейщиком.
1953 – Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан).
Слайд 12Дважды лечился в Ташкенте от рака; в день выписки из
больницы в 1955 задумана повесть о страшном недуге – будущий
«Раковый корпус» (1963–1966). В ней отразились впечатления автора от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере и история его исцеления.
Слайд 13История жизни главного героя Олега Костоглотова напоминает судьбу самого Солженицына:
отбывший срок в лагерях по надуманному обвинению, ныне он –
ссыльный.
В год начала оттепели – 56-й – его реабилитируют. Солженицын поселяется в средней полосе России у героини будущего рассказа «Матренин двор», преподает в сельской школе математику и физику.
Слайд 141959 – за три недели написан рассказ «Щ-854 (Один день
одного зэка)», который в 1961 через товарища по Марфинской шарашке
литературоведа Копелева передан в журнал «Новый мир». Непосредственно у Хрущева Твардовский добивается разрешения на публикацию рассказа, получившего название «Один день Ивана Денисовича».
Слайд 1562-й – год прорыва: на фоне краткосрочного расцвета свободы в
СССР впервые публикуется рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Журнал «Новый мир» становится первым кругом известности писателя. "Один день Ивана Денисовича" потряс читателей знанием о запретном – лагерной жизни при Сталине. Впервые открылся один из бесчисленных островков архипелага ГУЛАГ. За ним стояло само государство, беспощадная тоталитарная система, подавляющая человека.
Слайд 16Круг замкнулся в 65-м: конец оттепели, КГБ захватывает архив Солженицына.
Травля, письма с осуждением, под которыми заставляют подписываться всех подряд,
запрет на публикации. «В круге первом» и «Раковый корпус» выходят в свет только за рубежом.
1967/68 – закончен «Архипелаг», который сам автор определил как «окаменелую нашу слезу».
Слайд 17Архипелаг ГУЛаг (подзаголовок книги – «опыт художественного исследования») – одновременно
и историческое исследование с элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары
автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея страданий, и мартиролог – рассказы о мучениках ГУЛАГа. При строгой документальности это вполне художественное произведение.
Слайд 18Архипелаге ГУЛаг
В романе Солженицын выступает в роли не столько автора,
сколько собирателя историй, рассказанных множеством узников (227 соавторов, без имен,
конечно). Как и в рассказе «Один день Ивана Денисовича», повествование строится так, чтобы заставить читателя воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе. В романе “Архипелаг ГУЛАГ” А. Солженицын показывает, какие люди попадали в лагерь. Там были смешаны меньшевики и троцкисты, “вредители” и представители религии, уклонисты и беспартийные, много-много всех тех, кому не повезло укрыться от страшной сети НКВД. По-разному ведут себя люди. Одни сломались сразу, другие готовы посадить сотни людей, дать любые показания. Но были такие, которые не ломались. Для некоторых узников, к которым прежде всего относится сам автор, пребывание в аду ГУЛАГа означало взятие духовно-нравственной высоты. Люди внутренне очищались и прозревали, поэтому у Солженицына неоднократно можно встретить непонятные на первый взгляд слова благодарности в адрес тюрьмы.
Слайд 19И солженицынский каторжный лагерь, один из ГУЛАГовского архипелага, – при
всей страшной и несомненной реальности его существования в нашей истории,
в судьбах миллионов людей – тоже своего рода знак помрачения души и разума, извращение смысла жизни народа и общества. Бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает…
В «Одном дне Ивана Денисовича» и в «Архипелаге ГУЛАГе» приведено немало примеров человеческой низости, подлости, лицемерия. Но тем не менее Солженицын замечает, что нравственному растлению в лагере поддавались в основном те люди, которые уже на воле были к этому подготовлены. Обучиться лести, лжи, «мелким и большим подлостям» можно везде, но человек должен остаться человеком даже в самых трудных и жестоких условиях. Более того, Солженицын показывает, что унижения и испытания пробуждают в личности внутренние резервы и духовно освобождают ее.
Слайд 20Отражение лагерной темы в творчестве Солженицына
Заполните таблицу
«Архипелаг ГУЛАГ»
Каждый из нас – центр вселенной.
Смирная овца –
волку по зубам.
Человек, внутренне не подготовленный к насилию, всегда слабей насильника.
У каждого всегда дюжина гладеньких причин, почему он прав, что не жертвует собой.
Слайд 22Любовь к своим детям – не доказательство доброты.
Сон - это
лучшее средство против голода.
Церковные процессы в провинции, удары по храмам
и монастырям.
Цитаты из рассказа
«Один день Ивана Денисовича»
Человек – дороже золота.
Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов.
Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь - дай показуху.
Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…
Лёгкие деньги - они не весят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал.
Запасливый лучше богатого.
Слайд 24 Солженицын испытал на себе, что значит быть репрессированным.
Посвятил этой теме свои произведения, поведал миру и своей родине
о бесчеловечной системе насилия и лжи, удерживавшей более семи десятилетий у власти тиранический режим. В его лице русская культура открыла внутри себя источник своего спасения, освобождения, возрождения. Солженицыным на всем пути через адские пропасти Архипелага движет надежда на воскрешение.
В жизни самое страшное – изменить самому себе, жить по формуле «чего изволите?». В жизни самая тяжелая утрата – это утрата собственной свободы.
Сегодняшний урок не о прошлом, он – о будущем. Ибо, как сказал Евгений Евтушенко, «мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его гарант».
Слайд 25Домашнее задание:
Напишите творческую работу
«Душа и колючая проволока».
Спасибо за
урок!