Слайд 1Урок – проект по пьесе М. Горького «На дне»
Цель урока:
1) изучить духовную сущность пьесы- «Свобода во что бы то
не стало!»
2) выявить основной мотив пьесы М. Горького «На дне»;
3) рассмотреть важный вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?»
Эпиграф к уроку.
Человек - вот правда! Надо уважать человека!
М. Горький
Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней!
Ж. Ж. Руссо
План урока.
1. «На дне» как социально-философская драма
2.Философский подтекст пьесы
3. Проблематика пьесы М. Горького «На дне».
4. Работа с афишей пьесы.
5. Беседа по вопросам.
6. Характеристика героев. Работа над содержанием пьесы.
7. Викторина. Кто из персонажей пьесы «На дне».
8. Кроссворд. Кому из героев принадлежат слова?
9. Итог к уроку.
10. Домашнее задание.
Слайд 2Работа с афишей пьесы
Действующие лица
Михаил Иванов Костылев, 54 года
,содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
Наташа, ее сестра, 20
лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет
Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна,его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 года.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, Картузник, 45 лет.
Барон, 33 года.
Сатин и Актер приблизительно одного возраста: лет под 40.
Лука, странник, 60 лет.
Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой Зоб, Татарин – крючники.
Несколько босяков без имен и речей.
Слайд 3Вопросы к афише.
Какие пояснения дает автор?
Почему по- разному представлены герои:
одни по имени- отчеству, другие по прозвищу, по фамилии?
Почему по
-разному представлены Костылев и Клещ?
Люди в обществе ценятся по- разному. «На дне» жизни может оказаться представитель любого сословия, пола и возраста. Что их объединяет?
Проблемные вопросы.
Как же попали сюда эти люди? Что привело их в ночлежку? Какова предыстория каждого из персонажей?
Какой герой подробнее других рассказывает о своем падении?
Какие причины приводят людей «на дно?»
О чем говорят ночлежники?
Слайд 4Характеристика героев
Костылев и Василиса
Барон и Настя
Лука
Актер
Васька Пепел
и Наташа
Сатин
Клещ и Анна
Работа над содержанием пьесы.
Кто же действительно спорит
с Лукой?
Пьеса «На дне»- новаторское произведение?
В чем же спасение людей, упавших на дно?
Две основные проблемы в пьесе?
Что считает нужным сообщить автор о своих героях в начале пьесы?
Как имена действующих лиц помогают охарактеризовать их?
Почему, по мнению М. Горького без имени нет человека?
Какова же цель номинации действующих лиц?
Слайд 5Записать!!!
Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, Горький и обратился к
сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников и их хозяев
не только называют, но и раскрывают в них нечто важное, существенное, они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу.
Слайд 6Викторина «Кто из персонажей пьесы «На дне».
Не хочет примиряться с
жизнью «на дне»: «Я рабочий человек и с малых лет
работаю…, вылезу, кожу сдеру, а вылезу»
Мечтал о такой жизни, чтобы самому себя можно было уважать.
Верит, что на том свете будет лучше, все же хочет хотя бы еще немного на свете пожить?
Живет мечтами о большой, настоящей человеческой любви.
Лег среди улицы, играет на гармошке и орет: «Ничего не хочу, ничего не желаю.»
Говорит человеку, который предлагал ей выйти замуж: «Замуж выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть»
Возмущается… «и зачем людей разнимают, когда они дерутся? Давать бы бить друг друга свободно… стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше.»
Всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту исчез от полицейских «яко дым от огня»
Слайд 7Кроссворд
Кому из героев принадлежат слова?
По вертикали:
Нет у меня здесь имени…Понимаешь
ли ты, как это обидно -потерять имя? Даже собаки имеют
клички…»
«И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»
«Что было –было, а остались одни пустяки…все слиняло, один голый человек остался.»
«А… ведь зачем-нибудь я родился…а?»
«Вон что -о! Ого –го! Это – ты ловко придумала…мужа, значит в гроб, любовника- на каторгу, а сама…»
«Не обижай человека! А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому.»
«Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»
«Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!»
Слайд 8По горизонтали:
«А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся,
а человеком родился, человеком и помрешь…»
«Вот и я… когда-нибудь так
же…в подвале… забитая…»
«На том свете… всякое деяние наше усчитывают»
«Какие они люди? Рвань, золотая рота…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена.»
Слайд 9Итог к уроку.
Домашнее задание.
Сочинение- миниатюра на тему «Без имени-
нет человека»
Придумать вопрос по пьесе «На дне» «Чей вопрос лучше?»
Напишите
письмо М. Горькому.