Слайд 1Валерий Яковлевич Брюсов
( 1873 - 1924 )
Учитель Е.И.Лебедева
Слайд 2«Вы – поэт божьей милостью»
М.Горький
«…читать Брюсова –
огромное наслаждение…»
А. Луначарский
Слайд 3В.Я.Брюсов
В.Я.Брюсов – один из ярчайших представителей Серебряного века. Литературный критик,
переводчик, историк литературы, пушкинист, поэт.
В.Брюсов родился 1 декабря 1873 г.
в Москве в зажиточной купеческой семье. Рос живым , любознательным ребёнком, читать научился в четыре года. С юных лет слушал разговоры об «умных вещах», читал книги научного содержания. Знания не по годам пробудили в нем мечту «стать великим».
Сочинять начал рано. Уже в гимназии осознавал себя поэтом.
Слайд 4Знакомство с поэзией французских символистов Верлена и Рембо стало для
Брюсова «целым откровением». Юный Брюсов задумывается о назначении поэта, хочет
быть вождём русской поэзии. Уважая Пушкина, понимает, что выразить отношение к концу века может только через символизм. Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, а задачей символизма – утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника.
Слайд 5Юному поэту.
Юноша бледный, со взором горящим,
Ныне даю я тебе три
завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй:
никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
1896
Слайд 6В 1894-1895 г.г. вышли в свет три выпуска «Русские символисты».
Составителем и автором большинства стихов был В.Брюсов. Ему 20 лет.
Он студент Московского университета. В «Русских символистах» Брюсов предполагал дать читателям все возможные образцы поэзии символизма. Он искал новые стихотворные формы, впечатления.
Слайд 7Творчество.
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На
эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают
словно блестки,
При лазоревой луне.
Входит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звук ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
1895
Слайд 8В 90-е годы у Брюсова выходят первые сборники его стихов,
которые обращали на себя внимание названиями ( «Шедевры», «Это –
я» ) эпатирующего ( вызывающим на скандал) характера. В ранних стихах преобладали экзотические образы, мотивы откровенно чувственной любви, творческая фантазия. Поэт большое внимание уделял формальному экспериментированию, совершенствованию технических навыков стихосложения.
В 1900 г. выходит новая книга Брюсова «Третья стража». Эта книга стала событием в литературе. «Впервые в рецензиях на эту книгу ко мне отнеслись как к поэту»,- писал Брюсов. «Третья стража» - книга двух планов : поэт освещает прошлое человечества через лики разных героев («Любимцы веков») и говорит о современности («Я люблю большие дома»). В этой же книге остро встает тема Времени. Предчувствия Брюсова мрачны. В стихотворении «В дни запустений» настоящее видится ему огромным зданием в шатких строительных лесах.
Слайд 9Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее. Стал для Брюсова образ
города. Сборник 1903 года «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения
к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, с другой – ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми».
Октябрьскую революцию Брюсов безоговорочно поддержал, с головой окунулся в общественную работу. Он проделал огромную работу по сохранению частных библиотек и усадеб. При всей занятости не переставал писать стихи. Стихотворение «Работа» стало программным в первые годы Советской власти. В 1920 г. выходит новая книга «В такие дни», в которой главными темами были две – Россия и революция.
В последние годы В.Брюсов меняет свою позицию на поэзию : «Было бы несправедливо, если бы поэзия навеки должна была ограничиться , с одной стороны, мотивами «о любви и природе», с другой - «гражданскими темами». Всё, что волнует и интересует современного читателя. Имеет право на отражение в поэзии».