Слайд 1ВАМПИЛОВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ.
(1937- 1972)
Несравненный Наконечников.
Слайд 2
Александр Вампилов стал Александром, потому что в год его рождения
(1937-й) исполнилось сто лет с той поры, как Россия потеряла
Пушкина, — отец мальчика был учителем литературы, и разве мог он назвать сына иначе?..
По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960 году.
Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. За два дня до своего 35-летия, 17 августа1972 года, Вампилов вместе со своими друзьями отправился на отдых на озеро Байкал. Лодка зацепилась за топляк и перевернулась. Вампилов решил добраться до берега вплавь. Он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.
На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников»…
Слайд 3
К своим 35 годам Вампилов написал пять пьес, столько же
сколько и Чехов. Его уже ставили во многих провинциальных театрах,
он становился модным драматургом в Москве и Ленинграде. Ровно месяц не дожил Александр Вампилов до своих московских премьер, о которых мечтал больше всего на свете. Пройдет всего год, и он станет "лидером репертуара", в стране почти не останется театров, где бы не шли пьесы Вампилова. Театр имени Ермоловой и "Современник", МХАТ и БДТ зачислят его в свои титульные авторы.
Слайд 4
...Александр Вампилов - из тех редких имен и явлений в
отечественной литературе (сюда я бы отнес еще Николая Рубцова), для
которых громкие публичные слова как бы малы и жмут. Они - другой меры. Прежде чем говорить о Вампилове, хочется помолчать - и над судьбой его, при жизни не баловавшей признанием, рано оборвавшей эту жизнь, и перед встречей с его героями, стоящими в той стороне, где не бывает тесно от многолюдья, потому что добро, свет, совесть и надежда там негромкие, неземные и убедительные.
Валентин Распутин
Слайд 5
Водевиль в двух действиях с прологом и эпилогом
Водевиль- жанр легкой
комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом,
сопровождающийся музыкой, куплетами, танцами.
Слайд 6Докажите, что представленная сценка является водевилем?
В чём анекдотичность ситуации?
В диалог
Наконечникова и Эдуардова включены пение и танцы. Какую роль они
играют в пьесе?
Можно ли суждения и поступки героев считать легковесными, водевильными?
Слайд 7Что является экспозицией водевиля? Какова её роль?
Старая парикмахерская в большом
городе. Небольшая комната, часть которой занавешена портьерой. Три рабочих кресла,
зеркала, у дверей вешалка, рядом столик для газет и два стула для ожидающих очереди клиентов. Летний день, послеобеденный час. Дверь на улицу распахнута настежь. Где-то поблизости крутят монотонную эстрадную мелодию. В одном из кресел развалился простодушного вида молодой человек в белой куртке. Это мастер заведения Наконечников. Разморенный жарой и вынужденным бездельем, время от времени позевывая, он перелистывает тонкую книжицу с цветными картинками. В эту минуту появляется Дутов, мужчина лет шестидесяти, тучный, лысеющий, вытирающий пот со лба и шеи.
Слайд 8В какой момент в голове героя появляется мысль о перемене
профессии? Какие этапы она проходит?
Гляжу, везет тебе... (Не сразу.) Слушай,
а как его определяют, талант? Кто его определяет?
Как сказать?.. Сначала ничего. Потом так-сяк... (Тяжело дышит.) Сейчас - не знаю... Короче, надоело... (Не сразу.) Что делать? Куда податься?
Три года... Осел здесь после армии.
Родом деревенский.
У меня всего семь классов...
ЭДУАРДОВ. Вот и попробуй. Вдруг - талант. НАКОНЕЧНИКОВ. А за это платят?
А как их писать - пьесы-то?
Про что мне писать?
Михаил Наконечников. Драматург. Не знаете такого?....Ну ничего. Еще услышите.
Слайд 9
Главный герой— молодой парикмахер Михаил Наконечников, вдруг открывший в себе
драматургический дар. Как и всяким начинающим автором, им движут противоречивые
устремления — жажда славы и мучительная потребность высказаться, сомнения в собственных силах и безусловная вера в исключительность своего творения.
Слайд 10О чём же пьеса Вампилова?
Более или менее единодушно литературной критикой
была определена тематика произведений А. Вампилова: «.останешься ли ты, человек
человеком?» ; «поборет ли живая душа рутину жизни?» ; все его пьесы направлены «против. расчеловечивания», это «борьба героя за спасение своей души»