Слайд 1Ведущие тенденции литературы
критического реализма начала ХХ в
Слайд 2План
Основные тенденции творчества В.В. Вересаева.
Ведущие мотивы и специфика творчества А.С.
Серафимовича
Слайд 3Литература
1. Акимов В.М. сто лет русской литературы от серебряного века
до наших дней. С.-П., 1995
2. Басинский П. Федякин С. Русская
литература конца XIX-XX в. И первой эмиграции. М., 1998
3. Изучение поэзии «серебряного века в целом». М.,1993
4. Карсалова Е. В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии. М.,1994
5. Пинаев С.М. над бездонным провалом в вечность. Русская поэзия серебряного века. М., 2001
6. Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века, М., 1996
7. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М., 2000
8. Русская литература серебряного века Под ред. В.В.Агеносова. М., 1997
9. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс серебряный век русской поэзии. Под ред. Максидоновой: В 2 ч., 1999 чI Брюсов, Гумилев, Мандельштам, Розанов, северянин чII Ахматова, Пастернак, Цветаева
Слайд 5В.В. Вересаев был одним из демократических писателей-реалистов рубежа XIX-XXвв.
В
своих произведениях изображал интеллигенцию в ее отношении к народу и
революции, занимался художественным исследованием ее психологии, быта, жизни.
Слайд 6Литературная биография Вересаева открывалась стихами, которые он начал писать в
возрасте 13-14 лет. К счастью, он скоро понял, что у
него нет дара поэта и перестал сочинять стихи.
Проблема интеллигенции ставится им в рассказах «Загадка» (1887), и «Товарищи» (1892).
Слайд 7Первым произведением, с которым вошел в большую литературу В.В.Вересаев его
повесть «Без дороги» (1894). Написанная в форме дневника, повесть прозвучала
как жестокая и смело сказанная правда о народнической интеллигенции, переживающей трагедию крушения тех идеалов, которые еще вчера казались ей безупречно правильными.
Рассказ ведется от имени Дмитрия Чеканова – молодого врача, разделявшего когда-то народнические иллюзии, затем разочаровавшегося, но не отказавшегося от идеи служения народу.
Слайд 8Все сложные вопросы, поставленные Вересаевым в повести «Без дороги», решаются
в рассказе «Поветрие» (1897), являющемся эпилогом к предыдущему произведению, где
Наташа Чекалова и студент Даев нашли свой путь, став марксистами.
Повестью «Без дороги» Вересаев утвердился в русской литературе как писатель большой социальной темы, общественно значимой проблематики.
Слайд 9Крестьянские рассказы Вересаева («Лизар», «К спеху», «В путах», «В сухом
тумане», «Ванька», «Об одном доме» и др. ) написаны в
лучших традициях русской очерково-публицистической прозы. Воссоздание человеческих характеров с позиции демократически настроенного интеллигента получает здесь свое дальнейшее развитие.
Слайд 10С наибольшей выразительностью все особенности творчества В.В. Вересаева проявились в
«Записках врача» (1901) – произведении, над которым Вересаев работал с
1892 по 1900 гг. Они представляют интерес и для современного читателя, в частности тем, что там поставлены многие проблемы врачебной этики и что писатель оценивает своего герои не с узко-профессиональной, а с общественно-эстетической, общечеловеческой точки зрения.
Слайд 12Он видел свой долг писателя в том, чтобы целенаправленно и
самоотверженно служить делу освобождения народа от социального рабства, эксплуатации и
угнетения.
В своих произведениях дооктябрьского периода Серафимович писал о людях труда, порабощенных экономически и духовно (рассказы «На льдине», «На плотах», «Стрелочник», «Машинист», «Маленький шахтер», «Маленький парикмахер», «На реке» и др.)
Слайд 13Одной из ведущих тем творчества Серафимовича с 1907 г. становится
тема – деревни. В повестях «Две ночи», «Сухое море», «Фетисов
курень» (1808-1915) запечатлены черты непокорности, присущие трудовому крестьянству, очерчены бунтарские натуры мужиков; в особенности выразительны характера деревенских женщин с их страстными устремлениями и порывами к новой, вольной жизни.
Слайд 14Особо следует отметить повесть «Пески» (1908). Повесть раскрывает губительность власти
денег над людскими душами, выявляет философскую мысль о великом зле
и разрушительной силе собственных инстинктов, которые уродуют нравственный мир человека и ведут к распаду семейных отношений..
Слайд 15Целям наиболее полного воплощения поэтической идеи служат используемые писателем средства
художественной условности, в частности, реалистической символики. Образ старой мельницы, замшелой,
полуразрушенной, с лениво работающими колесами, как и образ желтых сыпучих песков, неумолимо надвигающихся на зеленый лес и губящих все живое в природе, символизируют враждебные человеку силы зла.
Слайд 16В романе «Город в степи» Серафимович, по его собственному признанию,
задался целью «художественно показать образование и рост буржуазии одновременно с
ростом рабочего класса, обнажая при этом всю беспощадность давления капитала на рабочую жизнь».
Слайд 17Действие первого романа Серафимовича «Город в степи» (1912) связана с
бурным ростом капитализма в 90-е годы, с судьбами тех, кто
был самым непосредственным образом вовлечен в процесс капитализации в России, - предпринимателей, рабочих, технической интеллигенции. Город только что возник, но жизнь в нем формируется по общим законам капиталистического развития.
Слайд 18Давая высокую оценку романа, А.В. Луначарский
писал: «Перед нами громадный организм города, возникшего около железной дороги
по - американски растущего, так, что меняется не только его облик, но и характер его жителей и их взаимоотношений. Процесс капиталистического набухания города, процесс расслоения его на классы показан на десятках людей, из которых каждый представляет собой замечательную тень.»
Слайд 19Пафос романа «Город в степи» - в утверждении неизбежности революции
и интересе к нравственной проблематике. Это, с одной стороны, как
бы осмысление недавнего революционного опыта, изображение пути к революции 1905 г., а с другой – устремленность в будущее. Все сложные личные и социальные конфликты несут в романе отсвет нарастающего рабочего движения.
Слайд 20В течение своей долгой жизни (он прожил 86 лет) Серафимович
шагал с эпохой, и в своем творчестве отразил наиболее важное
и значительное из того, чему сам «свидетелем жизни был».