Слайд 1
МБОУ «МАКСАТИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Презентация урока по литературе «Векторы
нашей жизни» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
(филологическая группа социально –
гуманитарного профиля, 10 класс)
Горбова Лидия Викторовна,
учитель русского языка и литературы, высшая категория.
Тверская область, пгт. Максатиха
Слайд 2Цели:
Рассмотреть роман в историко-философском аспекте.
Организовать разговор об особенностях русского
национального характера.
Помочь «понять черты русского национального характера. Правильно направленные, эти
черты - бесценное свойство русского человека» (Д. С. Лихачев).
Помочь ученикам осмыслить роман с социальной, общечеловеческой, нравственной точек зрения.
Слайд 3Содержание презентации
Ключевой момент №1
Постановка проблемы:
Какие векторы нашей жизни помогает определить
роман И.А. Гончарова «Обломов»?
Актуальность проблемы.
- Любая эпоха, любой
народ ищут свой путь и свои ответы на вопросы предназначения и национальной самоидентификации человека.
- В романе «Обломов» Гончаров пытается выявить корни национального характера, осмыслить особенности национальных черт и подходов к жизни и ответить на вечные вопросы:
Слайд 4Для чего приходит в этот мир человек?
В чем заключается смысл
его жизни?
Кто мы? Кем и какими нам быть? Каковы векторы
- ориентиры нашей жизни?
Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений?
В чем залог полноценного, деятельного бытия?
Или жизнь и угасание Обломова - это допустимый возможный, законный ее вариант?
Слайд 5Ключевой момент №2
Обломов и «обломовщина». В чем секреты
их вечности?
Обломов
Положительное: честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность,
доброта, «золотое сердце», простота, великодушие.
Отрицательное: инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, «русская лень», дорожит своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни.
Слайд 6
Обломовщина.
Это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду,
стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушие к общественной
жизни.
Слайд 7Ключевой момент №3
Штольц. Можно ли его считать идеалом?
Смысл жизни в
труде, необычайная работоспособность и предприимчивость, кипучая энергия, сила, спокойствие, он
против «спячки», за просвещение.
Но: нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения, стремление к личной независимости, буржуазный делец.
Штольцу не хватает души. «Ум только тогда истинный и высокий ум, когда он и ум и сердце вместе» (И.А. Гончаров)
Слайд 8Ключевой момент №4
Роль среды в становлении человека и выбора им
жизненной цели.
Максатиха и Обломовка
Слайд 9Максатиха не Обломовка.
Это открытый мир, в целом – среда и
люди, формирующие в подрастающем поколении активную жизненную позицию. (Материалы районной
газеты «Вести Максатихи»).
Но: многим старшеклассникам хочется уехать после школы, кажется, что достичь своей жизненной цели они могут только в городе.
Слайд 10Ключевой момент №5
Каковы векторы и антивекторы современной жизни?
Векторы:
Антивекторы:
Герои нашего Странные формы
времени угасания
Ты и твои курение
современники наркомания
алкоголизм
СПИД
Слайд 11Ключевой момент №6
Какова суть жизненной мудрости, которую автор хотел донести
до читателя в своем романе?
Текст стихотворения Н. Заболоцкого
«Душа обязана трудиться…»
Текст стихотворения Ю. Левитанского
«Каждый выбирает для себя…».
Слайд 12Выводы:
Через призму этого умного романа мы учимся лучше понимать и
наш сегодняшний день.
Положительные и отрицательные качества Обломова есть в каждом
из нас. Главное – не доходить до той грани, за которой – угасание.
Положительные качества Обломова, традиции и фольклор – это векторы нашей жизни.
герои нашего времени живут среди нас, а курение, наркомания, алкоголизм, СПИД – антивекторы.
Все герои романа представляют собирательный образ «идеального человека» - примера.
Слайд 13«Душа обязана трудиться…».
Литература дает нам разные ракурсы жизни, учит через
призму чужого жизненного опыта определить свои векторы жизни.
Вектором нашей жизни
является «деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других» (М.М. Пришвин)
Слайд 14Инструментарий:
Мультимедийное обеспечение.
Художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»
(1980).
Анкеты пятиклассников.
Материалы районной газеты «Вести Максатихи»
Тексты стихотворений Ю. Левитанского, Н.
Заболоцкого.