Слайд 2В.Г.Белинский
О романе А.С.Пушкина
«Евгений Онегин»
Слайд 3Время написания статей
Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского,
посвященные роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, были последовательно опубликованы
в 1844—1845 годах в журнале “Отечественные записки”
Слайд 4Историзм романа
Говоря о романе А. С. Пушкина
“Евгений Онегин” в целом, Белинский отмечает его историзм в воспроизведении
картин русского общества. Критик считает “Евгения Онегина” поэмой исторической, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. “Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху”.
Слайд 6
“"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени
народным произведением”,— утверждает Белинский. Он указывает на “народность” как на
характерную черту данного романа, считая, что в “Евгении Онегине” народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении: «Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи”.
Слайд 7Образ Ленского
«Ленский был романтик и по натуре
и по духу времени… Это было существо, доступное всему прекрасному,
высокому, душа чистая и благородная…»
«Вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее… Его радости и печали были созданием его фантазии».
«В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это — повторяем — был романтик, и больше ничего».
Слайд 8Образ Евгения Онегина
«Большая часть публики совершенно отрицала
в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного,
сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался.»
Слайд 9
«Онегин не претендует на звание гения, не лезет в великие
люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его. Онегин —
страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле,— считает В.Белинский,— в его эгоизме должно видеть то, что древние называли „fatum".»
Слайд 10Образ Ольги Лариной
«Существо доброе, милое, веселое, Ольга
была очаровательна, как и все „барышни“, пока они еще не
сделались „барынями“…»
«Ольга — существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало и… которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время…»
Слайд 11Образ Татьяны Лариной
Татьяна, по мнению В.Белинского,— «существо
исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Весь внутренний мир Татьяны заключался
в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал...»,— писал критик.
Слайд 12Значение романа
Значение романа, по мнению В.Белинского,
и в том, что от него (так же как и
от комедии А.Грибоедова «Горе от ума») начинается подлинно зрелая, реалистическая русская литература. «Без «Онегина», - утверждает Белинский, - был бы невозможен «Герой нашего времени», так же как без «Онегина» и «Горя от ума» Н. Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».