Слайд 1
Учитель русского языка и литературы
Ощепкова Светлана Александровна,
МБОУ СО
школа п. Уральский,
Нытвенский район Пермский край
ТЕМА: «А.Н. Островский «Снегурочка»
Внеклассное
чтение, 8 класс (урок №1).
Слайд 2
Александр
Николаевич
Островский
(1823-1886)
«Снегурочка»
(урок №1)
Слайд 3Основоположник русского национального театра.
За 40 лет им написано 50 пьес.
Место
действия – Россия в переломные моменты её жизни за два
с половиной столетия.
В пьесах отображены семейно-бытовые, нравственно-бытовые, социально-политические проблемы.
Сюжеты просты в своей событийной основе.
Островский – романтик, «бытовик», трагик, комедиограф.
Слайд 4Пьесы А.Н. Островского
«Свои люди – сочтёмся!»
«Гроза»
«Лес»
«Бесприданница»
«Таланты и поклонники»
«Без вины виноватые»
«Женитьба
Бальзаминова»
Слайд 5
Как создавалась «весенняя сказка»?
1873г. Московский Малый театр закрыт на ремонт.
К
Островскому обращаются с просьбой написать пьесу-сказку для спектакля на сцене
Большого театра.
В спектакле должны участвовать не только драматические артисты, но и оперная и балетная труппы.
Слайд 6
Как приняла «Снегурочку» публика и критика?
Современники посчитали «Снегурочку» неудачей Островского.
Пьеса
очень понравилась И.А. Гончарову: «видишь какой-то реальный мир»
И.С. Тургенев был
очарован красотой языка «весенней сказки».
Н.А. Некрасов воспринял «Снегурочку» как нечто неуместное, несвоевременное.
Слайд 7 «Снегурочка» – идеал красоты и стремление к прекрасному.
1900 год
– 4 сценические постановки: режиссёры Ленский, Станиславский и др.
«Чудно,
великолепно ставят художники эту пьесу, изумительно хорошо!»- М.Горький.
К ней обращаются живописцы Васнецов, Рерих, Перов.
Композитор Чайковский пишет музыку к пьесе, а Римский-Корсаков – оперу.
Слайд 8Перипетии любви
Снегурочка и Лель
Снегурочка и Мизгирь
Купава и Лель
Снегурочка и Купава
Слайд 9Три плана пьесы:
Мир сказки
Реальный мир берендеев
Философско-этический
план (любовь, ревность)
Слайд 10Спор между Морозом и Весной намечает одну из главных тем
сказки.
«Счастье в том,
чтобы не любить». (Мороз)
«Счастье в том,
чтобы
любить».
(Весна)
Определите её.
Слайд 12Весна Красна
В урочный час обычной чередою
Являюсь я на
землю берендеев…
Мне любо их могучую природу
Будить от сна и звать из недр
земных Родящую, таинственную силу,
Несущую беспечным берендеям
Обилье жит неприхотливых.
Слайд 13ВЕСНА - женщина
Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша
свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником
седым; и с той поры
В неволе я у старого…
Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка –
Снегурочка…
Слайд 14Мороз –озорной старик.
Живётся мне не худо.Берендеи
О нынешней зиме не позабудут,
Весёлая
была; плясало солнце
От холоду на утренней заре,
А к вечеру вставал
с ушами месяц.
Задумаю гулять, возьму дубинку,
Повыясню, повысеребрю ночку,
Уж то-то мне раздолье и простор.
Слайд 15Мороз - владыка
По чумам, по юртам
кочевников,
По зимовкам
зверовщиков
Захожу,
заброжу, зашаманствую,
Будут мне в пояс кланяться.
Владычество моё в Сибири
вечно, Конца ему не будет.
Слайд 16Мороз – творец, художник.
Злой Ярило…Топит, плавит
Дворцы мои, киоски, галереи,
Изящную работу
украшений,
Подробностей мельчайшую резьбу,
Плоды трудов и замыслов. Поверишь,
Слеза проймёт. Трудись, корпи,
художник,
Над лепкою едва заметных звёзд –
И прахом всё пойдёт.
Слайд 17Как живётся Снегурочке?
А теремная челядь?
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая
лисица-сиводушка,
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком;
грызут орехи белки,
На корточках усевшись; горностайки
В приспешницах сенных у ней на службе.
Слайд 18О чём мечтает Снегурочка?
Весна: Девке воля
Милей всего. Ни терем твой точёный,
Ни
соболи, бобры, ни рукавички
Строчёные не дороги; на мысли
У девушки Снегурочки
другое:
С людьми пожить; подружки нужны ей
Весёлые да игры до полночи,
Весенние гулянки да горелки
С ребятами…
Слайд 20Где происходит действие?
«…в стране берендеев в доисторические времена»
«за рекой Берендеев
посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы – все деревянные,
с причудливой раскрашенной резьбой…»
Слайд 21
Веселы грады в стране берендеев,
Радостны песни
по рощам и долам,
Миром красна Берендея держава.
Слайд 22Как живут берендеи?
У Бакулы бобыля
Ни кола, ни двора,
Ни кола, ни
двора,
Ни скота, ни живота.
Весеннего тепла у солнца
просят.
Зачем – спроси? Не вдруг пахать возьмётся,
Не лажена соха. Кануны править
Да бражничать, веснянки петь, кругами
Ходить всю ночь с зари и до зари,-
Одна у них забота
…В нашем уложенье
Кровавых нет законов.
Слайд 23
Сказочный мир
Реальный мир
Герои
Роль пролога в пьесе