Слайд 1Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Подготовила ученица
10В класса МОУ «Первомайская СОШ» Первомайского района Тамбовской области
Гринь Екатерина
Слайд 2 Лев Николаевич Толстой — большой мастер слова, под его пером
оживали любой описываемый эпизод, сцена, портрет героя, но картины природы
особенно полны необъяснимого очарования.
Слайд 3 Природа в произведениях Льва Николаевича не просто фон, на котором
живут и действуют его герои. Она отражение их чувств, внутреннего
состояния.
Слайд 4 Любимые персонажи писателя: Наташа Ростова и княжна Марья, Пьер Безухов
и Андрей Болконский - часто любуются окружающей красотой, «впуская» её
в свою душу.
Слайд 5 Мы никогда не увидим Элен и Анатоля Курагиных, Бергов, Наполеона,
уделяющих внимание картинам природы. Они самолюбивы и эгоистичны, их занимают
лишь собственные персоны.
Слайд 6 С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой вечное обновление жизни,
она становится свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа
помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь и изменить её.
Слайд 7 Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое
небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими
по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план.
Слайд 8 Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются очень
простые, но, прежде непонятные истины: «Как же я не видал
прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».
Слайд 9 После ранения и смерти жены Болконский ни о чем не
мечтает, ничего не ждёт от жизни. По пути в Отрадное
он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками », стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев.
Слайд 10 Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в
дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет ни
весны, ни солнца, ни счастья», - и в голове героя проносятся печальные мысли.
Слайд 11 В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно,
становится невольным свидетелем её разговора с Соней. Таинственная и полная
жизни красота ночной природы вызывает у девушки бурю эмоций, будит ее воображение. В душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».
Слайд 12 Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб. Но в этот
раз старое дерево предстает в ином обличье: «Старый дуб, весь
преображённый, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно.»
Слайд 13 В «Войне и мире» пейзаж показан и с точки зрения
помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения на природе.
Слайд 14 Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше
которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо
таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли... Земля... сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».
Слайд 15 Освещая исторические события, повлиявшие на ход мировой истории, Толстой прибегает
к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы
происходящего.
Слайд 16 Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя
па философские выводы о сущности войны. Писатель был убеждённым её
противником, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.
Слайд 17 Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие
панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного камня, виднелись своей
изогнутой чертой вершин на горизонте...»
Слайд 18 В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной
картиной. После битвы луга и поля, «на которых сотни лет
сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.
Слайд 19 А как трогательно описан дождь, накрапывающий на Бородинском поле вечером
26 августа 1812 года. Это «слёзы неба» об убитых людях,
защищавших свою родину,
или обманутых, «очарованных» сказкой о дальних московских землях, пришедших поживиться за чужой счёт, но нашедших здесь лишь могилу.
Слайд 20 Любоваться красотой могут многие, но почувствовать её, пропустить через своё
сердце, наполниться ею, обогатиться духовно — дано не многим, а
Лев Николаевич ещё и умеет всё это гениально отразить «на бумаге».
Слайд 21 Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского поля,
картины охоты и описание старого дуба - классические, непревзойдённые образцы
пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.
Слайд 22Информационные ресурсы
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс.-М.:
ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2005.
Толстой Л.Н. Война и мир. Роман
в 4-х томах.-М.: Худож. Лит., 1983.
http://referat.ru/referats/view/27267?oid=27267
www.litra.ru
http://soch.na5.ru/