Слайд 1Адресаты любовной лирики
Александра
Сергеевича Пушкина
Слайд 2Александр Сергеевич Пушкин
О жизни час! лети, не
жаль тебя,
Исчезни в тьме,
пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя!
Слайд 3 Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека,
приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые
лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.
Не случайно у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры...
Слайд 4Мария Николаевна Раевская
Узнай по крайней мере звуки,
Бывало, милые тебе -
И
думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний
звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.
Слайд 5 Стихотворения, посвященные
Раевской:
«Погасло дневное светило…»
«Редеет облаков
летучая гряда…»
«Фонтану
Бахчисарайского
дворца»
«На холмах
Грузии…»
(предположительно)
Сергей
Григорьевич
Волконский –
герой войны 1812 года,
декабрист
Слайд 6« На холмах Грузии…»
На холмах Грузии
лежит ночная мгла;
Шумит
Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Слайд 7 Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия,
здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто... всё исполнено
внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт...»
Слайд 8Анна Алексеевна Оленина
…Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них
гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Слайд 9«…Свести очей с нее нет силы…»
Олениной посвятил
Пушкий стихи:
«Её глаза», «Увы!»
«Язык любви болтливый»
«Ты
и вы»
«Не пой, красавица, при мне»
«Я вас любил…»
(предположительно)
Слайд 10« Я вас любил…»
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В
душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше
не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Слайд 11« Я вас любил…»
Поэт пишет о том моменте, когда чувство
уже угасает, но «ещё угасло не совсем». В его душе
оживает любовь-воспоминание.
- Какая это была любовь? Попробуйте описать её своими словами.
- Как поэт подчёркивает силу любви?
- Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?
Слайд 12Анна Петровна Керн
Душе настало
пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений
чистой красоты.
Слайд 13« Я помню чудное мгновенье…»
В.Г. Белинский: «Что это -
поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье,
слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» Критик заметил это по поводу стихотворения «Ночной зефир», но это можно отнести к пушкинской поэзии в целом.
П.И. Чайковский: «...в самом стихе... есть
что-то проникающее в самую глубь души.
Это что-то и есть музыка».
Слайд 14Елизавета Ксаверьевна Воронцова
Там, под заветными
скалами,
Теперь она сидит,
печальна и одна…
Никто ее любви небесной
не достоин.
Слайд 15Предания той эпохи упоминают о женщине, превосходящей всех других во
власти, с которой она управляла мыслию и существованием поэта.
Ей
посвящены стихотворения
«Сожженное письмо»
«Храни меня, мой талисман»
«Талисман»
«Все в жертву памяти твоей»
Слайд 16«Сожженное письмо»
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я!
как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно,
час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
Слайд 17Наталья Николаевна Гончарова
Всё в ней гармония, всё
диво,
Всё
выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей…
Слайд 18Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое
движение ее было преисполнено грации. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка
и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли всех. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо!.. Наталия Николаевна явилась удивительным самородком.
Наталья Николаевна поражала всех
своей красотой и естественностью.
Она была не просто красива, от нее
исходил какой-то
внутренний свет,
который согревал все
вокруг себя. Ведь
именно Наталья
Николаевна смогла
открыть в душе стихотворца самые
сокровенные уголки. Натали была
необходима не только самому Пушкину, но и его поэзии.
Слайд 20«Мадонна»
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб
суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу
моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Слайд 21«Мадонна»
- Кто герои этого стихотворения?
- Какими и в какой обстановке
герои изображены?
- Обратите внимание на последнюю строчку стихотворения.
В какой форме
употреблено здесь прилагательное «чистый»?
- В чем смысл такого сходства двух прилагательных в превосходной степени?
- Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»?
Слайд 22Любовь в жизни и творчестве Пушкина всегда была страстью, в
высшей степени, воплощающей в себе ощущение жизненной полноты.
Когда читаешь его
стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека. Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что “любви все возрасты покорны”. Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудрённого опытом человека.