Слайд 1Мультимедийная презентация
ВСЁ ОБ ЭПИТЕТЕ
Работу выполнила
Чускаева Людмила Васильевна,
учитель русского языка
и литературы
МОУ-СОШ
с. Приволжское
Марксовского района
Саратовской области
Мультимедийная презентация
ВСЁ ОБ ЭПИТЕТЕ
Мультимедийная презентация
ВСЁ ОБ ЭПИТЕТЕ
об эпитете
Урок о волшебных средствах, которые
в литературе называют художественными.
Слайд 4Что же связывает их?
Чем они отличаются?
(Верно! Каждая последующая картинка ярче и
наряднее предыдущей. Все они выходят из прилагательных, отвечают на один и тот же вопрос «какой?». Иногда, правда, бывают и другие части речи, но вопрос остаётся тот же.)
- Кто из братьев самый скромный?
Слайд 5Верный ответ- определение
ОПРЕДЕЛЕНИЕ просто
указывает на какие - то важные признаки предмета.
Например: весенний день
шерстяной свитер
вечерние сумерки
кружевная накидка.
Слайд 6Постоянный эпитет
это тот, который переходит из произведения в произведение, создаёт
его чаще всего сам народ и передаёт из поколения в поколение в своих песнях,
сказках, былинах.
Слайд 7ЭПИТЕТ
- художественное определение,
дающее яркую, выразительную
характеристику предмету.
Эпитет отражает видение
автора, его оценку, его чувство,
создаёт в нашем воображении
зримую картинку.
ЭПИТЕТ
Слайд 8Контрольный лист
ПОДБЕРИТЕ:
к
данным словам эпитеты, которыми характеризуются эти предметы в сказках:
море(…), солнце(…),
дуб(…), месяц(…), зима(…), звёзды(…), молодцы(…), девицы(…), конь(…), гости(…), ветер(…).
в текстах определения, которые не
просто называют какой-либо признак предмета, но обладают художественной выразительностью:
Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распушились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые
И вкруг них шелестят камыши
К.Бальмонт.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин.
Слайд 10Проверьте себя
В 1-м примере слова
болотная (глушь), белые(лилии) являются простыми определениями. Они только называют признак
предмета. Слова побледневшие, нежно-стыдливые, молчаливые передают то, каким видит этот предмет автор, какие образы возникают у него при взгляде на эти предметы. Эти определения обладают художественной выразительностью.
Во 2-м примере определения являются художественными, т.е. эпитетами.
Слайд 11Вставьте пропущенные эпитеты
Мимо острова Буяна
В царство… Салтана.
Ель в лесу, над елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки …,
Все скорлупки …,
Ядра - …
Слайд 12Вставьте пропущенные эпитеты
Жил старик со своею старухой
У
самого … моря,
Они жили в … землянке
Ровно
тридцать лет и три года.
Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой ...
Будет … сторож твой.
Слайд 13Чья это характеристика?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица;
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива ,
Своенравна и ревнива.
- Назовите эпитеты, которые помогают создать характеристику.
Слайд 14Выберите в приведенных примерах эпитеты (художественные определения)
И завидуют
оне
Государевой жене.
Ах ты мерзкое стекло!
Это врёшь ты
мне назло.
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Слайд 15Какого эпитета не хватает?
Входят семь богатырей,
Семь … усачей.
Гуляют тучи
…
Над отдыхающей землёй;
Поля немые
Блестят, облитые росой.
Слайд 16Выберите в приведенных примерах определения:
Чёрной завести полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала
себе Чернавку…
Ты волна моя
, волна!
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь
Ты морские камни точишь …
Слайд 17Выберите правильные ответы из предложенных:
-эпитетом СЛАВНЫЙ Пушкин А. С. чаще
всего характеризует:
а) Дадона
б) Елисея
в)
Салтана
-эпитетом МИЛАЯ
а) Царицу
б) Царевну
в) Шамаханскую царицу
Слайд 18Выберите оценочные эпитеты
А ткачиха с бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя
сидят,
Злыми жабами глядят.
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо!
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
Слайд 19вывод
мы повторили всё об эпитете;
знаем, что такое определение;
умеем находить постоянные
эпитеты.
Надеюсь, этот урок мы провели с пользой.