Слайд 1Языковые особенности оды Ломоносова М.В. «На взятие Хотина»
Слайд 2Штыкина Ольга Юрьевна
учитель русского языка и литературы
средней школы-интерната
с.
Багдарин
Баунтовский район
Республика Бурятия
Слайд 3Объект исследования –
ода «На взятие Хотина»
Предмет исследования –
языковые
особенности оды
Цель исследования –
изучение особенностей лексики и
использования изобразительных средств в оде М. В. Ломоносова.
Слайд 4В соответствии с данной целью обозначим следующие задачи:
1.Изучить литературу по
данной теме;
2.Выяснить особенности использования изобразительно – выразительных средств;
3.Проанализировать лексику оды
Ломоносова;
4. Создать презентацию
Слайд 5В работе использованы следующие методы:
чтение первоисточников;
изучение научно-методической литературы;
метод наблюдений
и анализа;
выявление языковых особенностей произведений, их классификация;
Слайд 6Практическая значимость работы
материал может быть использован при изучении творчества
М. В. Ломоносова на уроках литературы;
в качестве дидактического материала
– при подготовке к ОГЭ, во внеклассной работе.
Слайд 7
Ода как жанр пришла в литературу из Древней Греции. Её
истоки - хоровая лирика древних греков.
Ода (от греческого ode) –
песнь – торжественное стихотворное
произведение
нравоучительные философские
сатирические
оды-послания
оды-элегии
Слайд 8В России ода стала первым жанром, что связано с личностью
Петра I, торжественные оды посвящались также Екатерине II и Елизавете
Слайд 9В России оды слагали Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Херасков М.М.,
Державин Г.Р.
Слайд 10Оды Ломоносова стали
классическими
Недаром о лучших из них Пушкин сказал: «Они
останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще
должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему»
Слайд 11Темы торжественных од Ломоносова
прославление Родины, во всех одах звучит
тема царя Петра.
Гимн учению: по убеждению поэта, благо и слава
Родины – в развитии наук.
прославление мира
Слайд 12
« Ода блаженныя памяти
государыне императрице
Анне Иоанновне на победу над
турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года"
Слайд 13Оду высоко оценили потомки
Белинский считал, что новая русская литература
началась именно с этой оды.
Радищев назвал её «первородным чадом»
Слайд 14Ода состоит из несколько частей:
Описание восторга поэта перед победой
«россов»
рассказ о сражении, где воспевается мощь современной Ломоносову России,
как результат огромной деятельности Петра – царя-преобразователя;
прославление покоя: картины мирной жизни, тишины, воцаряющейся на месте недавнего сражения, которое положило конец чуждому господству.
Слайд 15Начинается ода с развернутой метафоры: автор создает картину своего появления
на горе Парнас, где музы искусства вдохновляют его обратиться
к описанию сражения, которое закончится победой россов.
Слайд 16В оде мы находим множество эпитетов: полки орлины, иго лютое,
усердный жар, небесная дверь, меч кровавый, Анны грозный взор, златой
перст, перо злато
Слайд 17Встречаются в произведении и сравнения
«враг рыщет, как пронзенный зверь», «враг,
как прах развеян». «пускай земля, как понт трясется»;
«Не медь ли в чреве Этны ржет
И, с серою кипя, клокочет?
Не ад ли тяжки узы рвет
И челюсти разинуть хочет?
То род отверженной рабы,
В горах огнем наполнив рвы,
Металл и пламень в дол бросает»
Слайд 18Гипербола
Пускай земля, как понт, трясет,
Пускай везде громады стонут,
Премрачный
дым покроет свет,
В крови Молдавски горы стонут.
Слайд 19 Перифраз
Анна Иоановна –
российская орлица
неприятель – тигр, скачущий на российский полк
Иван
Грозный – «смиритель стран казанских»
Слайд 20Анафора – повторение одного и того же слова в начале
строки
Где ныне похвальба твоя?
Где дерзость?
Где в бою упорство?
Где злость на северны края?
Слайд 21Олицетворения
«от реву лес и брег дрожит», «дубравы и поля
трепещут», «горы стонут», «ад челюсти разинуть хочет»
Евфрат в твоей крови
смутился,
Скрывает луч свой в волны день,
Над войском облак вдруг развился
Победа, росская победа,
Тогда увидев бег своих, Аллегория
Луна стыдилась сраму их…
Слайд 22Инверсия – ещё один прием, используемый автором:
И свет во
всех своих концах
Исполнен храбрых россов славой
Слайд 23Ораторские вопросы и восклицания были излюбленными приёмами Ломоносова
Где ныне
похвальба твоя?
Где дерзость?
Где в бою упорство?
Где злость
на северны края?
Слайд 24Старославянские грамматические формы кратких прилагательных и причастий: Лавровы венцы; полки
орлины; татарску кровь; всходящу денницу, пораженны пали,солдатску храбрость, Каспийски воды,
ужасна сила, чужи поля;
славянизмы: златой, брег, хладнеют, чрез
Слайд 25Устаревшие слова:
существительные: ветр, огнь, свирепство, десницу, денницу, изрядство, россы, презорство,
витийство, око;
местоимения и наречия: оных, сей, которы; коль, вкруг;
глаголы: зрит, претит, блажит, дерзает, отвещает, взирает, отверзлась.
Слайд 26Имена мифологических героев: поэт дает слово богу солнца Фебу, восторг
его ведет «на верьх горы высокой» - Парнас
Слайд 27Географические названия – топонимы: Этна, Стамбул, Дунай, Дамаск, Каир, Евфрат,
Вифы, Афины, Висла
Слайд 28«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».
Действительно, как в предисловии, Ломоносов выразил основные
проблемы , которые впоследствии не смог обойти ни один большой писатель и которые не утратили своей актуальности до наших дней.