Слайд 1Юрий Казаков
Слово о писателе
Слайд 2Юрий Казаков – автор непревзойденной прозы: «Некрасивая…», «Голубое и зеленое»,
«Тихое утро», «Проклятый Север» - все эти вещи будут жить,
пока жив русский язык, без них нет нашей литературы XX века.
Слайд 4Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года, в Москве,
в рабочей семье. Родители – Павел Гаврилович и Устинья Андреевна
– бывшие крестьяне, выходцы из Смоленской губернии. Жили в коммуналке, в доме на Арбате, где и сегодня расположен зоомагазин.
Слайд 5Отрочество Казакова пришлось на тяжелые военные годы – помогал взрослым
тушить зажигалки на крышах, был контужен при взрыве бомбы и
с тех пор заикался. Пятнадцати лет стал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, увлекался джазом. Окончил Музыкальное училище им. Гнесиных и играл в разных оркестрах.
Слайд 6В 1953 году, выдержав конкурс 50 человек на место, поступил
в Литературный институт, студентом которого в 1956 году впервые приехал
на Север – в Архангельск. И с тех пор словно «заболел» Севером…
Слайд 7Север занял
особое место
в творчестве
Казакова...
Слайд 8Север - во многих рассказах и очерках Казакова. Он писал,
что здесь всерьез "начал быть". А еще говорил: "Как жалею
я иногда, что родился в Москве..."
Слайд 9Архангельск, Белое море, острова — земля и море нашего Севера
—и в самом деле были его истинной родиной, прикосновение к
которой рождало в нём художника, очень зоркого и требовательного к себе, чувствующего малейшую фальшь и понимающего настоящую красоту, будь то красота человека или пейзажа.
Слайд 10Архангельск, Мурманск, Мезень, Кимжа, Пинега — весь русский Север Казаков
объездил, обплавал, исходил пешком. Его сборник рассказов и очерков «Северный
дневник» —нежное и суровое сочинение, тревожащее своей правдой жизни.
Слайд 11В сборнике «Северный дневник» Казаков писал о том, что ему
«всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных
зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идёт не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов».
Слайд 12Юрий Казаков впервые увидел наш край, когда у нас люди
очень тяжело жили, нищеты хватало. Но писатель так сумел показать
Север, что мы чувствуем его драгоценность.
И перелистав тот же "Северный дневник", мы будем лучше понимать, что от нас-то тоже многое зависит, что мы можем родину свою малую если не спасать, то ценить, беречь.
Слайд 13В 1958 году Юрий Казаков начал издаваться. В Архангельске вышли
детская книжка «Тэдди» и сборник рассказов «Манька».
Слайд 14Рассказ “Тэдди” имеет подзаголовок: “История одного медведя”. Тэдди – большой
бурый медведь, он старый цирковой артист, привыкший к клетке и
работе на арене. И мир даётся в восприятии этого медведя, через его “сознание”. При перевозке он сбегает из клетки, оказывается на свободе, и происходит процесс постепенного возвращения медведя в природу, в свою естественную среду обитания. Это и есть сюжет рассказа.
Слайд 15Центральный персонаж рассказа “Арктур – гончий пёс”–пёс, слепой от рождения.
Но он сохраняет великолепное чутьё к окружающему миру, и когда
Арктура привозят в лес, то он, слепой, обнаруживает верность своему природному инстинкту.
Жизнь этой собаки входит в жизнь людей: доктора, его хозяина, героя-повествователя. И когда Арктур пропадает, то жизнь людей без него тускнеет.
Слайд 16Главная героиня рассказа «Поморка» - одинокая девяностолетняя старуха Марфа.
Впервые за
советские годы главным достоинством героини названо то, что она “старинный
порядок блюдёт”. И за то она и почитаема односельчанами: “Хорошая старуха-то, святая, одно слово – поморка!”
Образ поморки у Ю.Казакова окружён героическим ореолом. Это женщины, обречённые на вечное ожидание мужей и сыновей, всегда уходящих в студёное море и не всегда возвращающихся.
Слайд 17Казаков - видимо, в силу тонкой душевной организации - увидел
таких героев, как 90-летняя Марфа. Что поражает в рассказе "Поморка",
- Казаков, приехавший на Беломорье в 1956 году, моментально ощутил связь с прошлым, ощутил, откуда он родом. Он услышал, как молилась Марфа, и в нем заговорила генетическая память, он почувствовал, как молились и наши бабки и прабабки, почувствовал то, от чего давно оторвали его поколение. И молодой писатель уже не гнался за "звездными мальчиками", ему не нужны были "апельсины из Марокко". И эмиграция для него в принципе была невозможна.
Слайд 18Казаков задумал – ни много ни мало! – возродить “жанр
русского рассказа”.
При этом сами рассказы, их “содержание” заметно менялись
со временем. Неизменными были лишь темы, как-то сразу найденные писателем. Тема дороги, превращающейся у Казакова в высокое странничество. Русский Север, где он обнаружил чудом сохранившийся островок исторической России и куда ездил всю жизнь. Человеческое счастье, которое возможно только на миг и поэтому почти неуловимо. Искусство, пытающееся – довольно безуспешно – его все-таки запечатлеть, поймать. Любовь и смерть.
Слайд 19Всю жизнь его томили вопросы
Нравственный долг перед народом, любовь, осмысление
самого себя, отношение к труду, живучесть грязных инстинктов.
В чем
суть истинного счастья? Почему оно так часто зыбко и неустойчиво?
Где кончается поэзия и начинается проза человеческих отношений? Есть ли прямой путь от сердца к сердцу? Как его найти?
Что таится там, где мы все однажды окажемся?
Слайд 20«Но, к сожалению, писатель по-прежнему остается непонятым и неоцененным. Нынешняя
Россия как бы не слышит его. И услышит ли, поймет
ли, оценит ли? Вспомнит ли народ, о котором так чисто и честно писал Казаков, юбилей одного из лучших и вернейших своих сынов?»