Слайд 1Сокровенный человек Ефим Дмитриевич (по рассказу
А. Платонова «Юшка»)
Истина-тайна, всегда тайна.
А.
Платонов
Разработала учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 54
Каминскене Л.В.
Слайд 2Цель урока:
Познакомиться с художественным миром А.Платонова
Разгадать «секрет» героя рассказа
А.Платонова
Повторить теоретико-литературные понятия, изученные в разделе «Литературное произведение как художественное
единство»
Слайд 3Знакомство с писателем
1 сентября 1899 года в семье Платона Фирсовича
Климентова родился будущий писатель Андрей Платонов.
Почему он выбрал такой псевдоним?
Что
дорого писателю в этом мире?
Вывод: А.Платонов-сын своего отца-труженика, единственного кормильца большой семьи
Слайд 4Художественный мир Платонова
Семья-основа
художественного
мира
Простой человек-
труженик-главный
герой А.Платонова
Труд как
источник
жизни
Образ
одухотворенной
природы
Слайд 5Образ одухотворенной природы
В моем сердце песня вечная
И вселенная в глазах,
Кровь
поет по телу речкою,
Ветер в тихих волосах.
Ночью тайно поцелует
В
лоб горячая звезда
И к утру меня полюбит
Без надежды, навсегда.
Я родня траве и зверю,
И сгорающей звезде,
Твоему дыханью верю
И вечерней высоте
А. Платонов «Мария»
Слайд 6Анализ произведения
Литературный жанр произведения-рассказ. Что вы знаете об этом жанре?
О
каком событии рассказывается в произведении «Юшка»?
Какова тема этого рассказа?
Как тема
этого рассказа связана с темой нашего урока?
Слайд 7Словарь В.Даля
Сокровенный
(от сокрыть, см. скрывать), сокрытый, скрытый, утаенный, тайный,
потайной, спрятанный или схороненный от кого. Сокровенные богатства; - замыслы
и происки. Сокровище
Слайд 8Тайна имени
Ефим - благочестивый, благожелательный, священный.
Дмитрий - восходит к имени
греческой богини плодородия Деметры. Благие зерна, взращенные на плодородной почве
родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
А как вы понимаете имя Юшка?
Слайд 9Тайна имени
У Платонова юшка- это кровь, животворящая жидкость, значительная
потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата
его губительна для людей.
Слайд 10Характер литературного героя
Портрет (описание Юшки).
Занятие (работа ).
Взаимоотношения с окружающими:
Юшка и
дети;
Юшка и взрослые.
Слайд 11Мотив странствия
-В поисках истины;
-В поисках душевного покоя, душевной гармонии, которые
рождаются от общения с природой (мотив одухотворенной природы)
Слайд 12Странствие Юшки
«В июне или августе месяце
Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из
нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек.»
Слайд 13Жизненный круг героя
Работа
Взаимоотношения
с жителями
Странствие, общение
с природой
Встреча с
приемной
дочерью
Художественный
конфликт
Кульминация
Развязка
Эпилог