Слайд 1 «Житие
как жанр
древнерусской литературы».
Слайд 2 Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна
из самых древних литератур Европы.
Она древнее, чем литературы французская,
английская,
немецкая. Ее начало восходит
ко второй половине X в.
Слайд 4Принятие древней языческой Русью христианства в конце X столетия было
актом величайшего прогрессивного значения. Благодаря христианству Русь приобщилась к передовой
культуре Византии и вошла в качестве равноправной христианской суверенной державы в семью европейских народов
Святой равноапостольный великий князь Владимир
Слайд 5Появление монастырей способствовало созданию первых школ, где воспитывалась любовь к
книге. Именно в монастырях велось летописание. Здесь создавался и окружался
ореолом благочестивой легенды идеал русского инока - подвижника, посвятившего себя служению богу. Этот идеал находил конкретное воплощение в житийной (агиографической) литературе.
Слайд 6
Житие стало одной из самых популяризируемых на Руси массовых форм
пропаганды нового христианского нравственного идеала. Жития читались в церкви во
время богослужения, внедрялись в практику индивидуального чтения как монахов, так и мирян.
Слайд 7Различные типы житий
мученические,
исповеднические,
святительские,
преподобнические,
жития столпников и
«Христа ради» юродивых.
Слайд 8Из мученических житей на Руси большую
популярность приобрело
житие Георгия Победоносца.
На Руси Георгий
стал почитаться как покровитель
земледельцев, святой воин-защитник
мирного труда ратаев. Главное место
занимает изображение воинского подвига:
победы над змеем — символом язычества,
насилия, зла.
Слайд 9Изображение Георгия,
поражающего копьем
змея- дракоиа,
стало гербом-эмблемой
города
Москвы.
Слайд 10В центре исповеднического жития — миссионер-проповедник христианского вероучения. Близко к
исповедническому житию стоит святительское. Из византийских святительских житий широкую известность
получило на Руси житие Николы Мирликийского. Никола Милостивый выступал в роли заступника за неправедно гонимых и осужденных, помощника бедняков, он был избавителем из плена, покровителем плавающих и путешествующих; он прекращал бури морские, спасал утопающих.
Слайд 11О его многочисленных чудесах слагались легенды. Согласно одной из них,
Никола в отличие от Касьяна не побоялся испачкать своих светлых
одежд и помог попавшему в беду мужику. За это он получил поощрение бога, «Так и поступай впредь, Никола, помогай мужику,— говорит ему бог.— И за это тебе два раза в году будут праздновать, а тебе Касьян — только раз в четыре года» (29 февраля). По народному поверью, Касьянов год (год високосный) считался дурным, несчастливым.
Слайд 12К типу преподобнического жития близко стоят жития столпников. Отвергая «лежащий
во зле» мир, столпники затворялись в «столпах» — башнях, разрывали
все земные связи и посвящали себя всецело горнему. Таково, например, житие
Симеона Столпника. Низшую ступень в иерархии святых занимали юродивые. Они жили в миру, на городских площадях, рынках, ночуя с нищими на папертях церквей или под открытым небом вместе с бездомными собаками. Они, пренебрегали одеждой, гремели цепями-веригами, выставляя напоказ свои язвы. Их поведение внешне было нелепо, алогично, но скрывало глубокий смысл. Юродивые бесстрашно обличали сильных мира сего, совершали внешне святотатственные поступки, терпеливо сносили побои и насмешки. Таково, например, житие Андрея Юродивого.
Слайд 13Широкое распространение получило и преподобническое житие. Самым ранним оригинальным произведением
данного типа является «Житие Феодосия Печерского», написанное в конце XI
в. Нестором. Цель жития — создать «похваление» герою, прославить красоту его деяний.
Слайд 14Новый этап развития древнерусской агиографии связан с великокняжеской Москвой, с
деятельностью талантливого писателя конца XIV — начала XV в. Епифания
Премудрого. Его перу принадлежат два выдающихся произведения древнерусской литературы — жития Стефана Пермского и Сергия Радонежского, ярко отразившие подъем национального самосознания русского народа, связанный, с борьбой против золотоордынского ига. И Стефан Пермский, и Сергий Радонежский являют собою образец стойкости, целеустремлённости. Все их помыслы и поступки определяются интересами родины, благом общественным и государственным.
Слайд 15Святитель Стефан Пермский по дороге в Москву
Слайд 16Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход
на татар. 1380 год
Слайд 17Связь житийных произведений с произведениями русской литературы
Высота нравственных идеалов,
поэтичность житийных сказаний неоднократно привлекали к ним внимание русских писателей
XVIII—XIX вв. Средством пропаганды передовых просветительских идеалов становится житие под пером А. Н. Радищева — в «Житии Федора Васильевича Ушакова». Писатель-революционер увидел в своей судьбе черты сходства с судьбой Филарета Милостивого, житие которого он и обработал.
А. И. Герцен в житиях находил «божественные примеры самоотвержения», а в их героях — страстное, одержимое служение идее, К житию Феодоры обращается он в своей ранней романтической повести «Легенда»,
«Нашу русскую настоящую поэзию» увидел в житийной литературе Л. Н. Толстой. Его привлекала нравственная и психологическая сторона древнерусских произведений,
Слайд 18Историческими народными идеалами считал Феодосия Печенского и Сергия Радонежского Ф.
М. Достоевский. В романе «Братья Карамазовы» он создает «величавую положительную
фигуру» русского инока — старца Зосимы, опровергая индивидуалистический анархический «бунт» Ивана Карамазова.
Древнерусская агиография органически входила в творческое сознание и такого замечательного и до сих пор по-настоящему неоценимого писателя, как И. С. Лесков.
Постигая тайны русского национального характера, он обращался к сказаниям.
Слайд 19житие - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого.
В данном жанре
существуют разные агиографические типы:
. житие-мартирия (рассказа о мученической
смерти святого)
. монашеское житие ( рассказ о всем жизненном пути праведника, творимых им чудесах и т. д.)
Таким образом: