Слайд 1  «Житие 
как жанр     
                                                            
                                    
        
	древнерусской литературы».
                                    
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2  Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна
                                                            
                                    
из самых древних литератур Европы. 
Она древнее, чем литературы французская,
                                    английская,
немецкая. Ее начало восходит 
ко второй половине X в. 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 4Принятие древней языческой Русью христианства в конце X столетия было
                                                            
                                    актом величайшего прогрессивного значения. Благодаря христианству Русь приобщилась к передовой
                                    культуре Византии и вошла в качестве равноправной христианской суверенной державы в семью европейских народов 
Святой равноапостольный великий князь Владимир
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Появление монастырей способствовало созданию первых школ, где воспитывалась любовь к
                                                            
                                    
книге. Именно в монастырях велось летописание. Здесь создавался и окружался
                                    ореолом благочестивой легенды идеал русского инока - подвижника, посвятившего себя служению богу. Этот идеал находил конкретное воплощение в житийной (агиографической) литературе. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6
Житие стало одной из самых популяризируемых на Руси массовых форм
                                                            
                                    
пропаганды нового христианского нравственного идеала. Жития читались в церкви во
                                    время богослужения, внедрялись в практику индивидуального чтения как монахов, так и мирян. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Различные типы житий 
мученические, 
исповеднические, 
святительские,
 преподобнические,
 жития столпников и
                                                            
                                    
«Христа ради» юродивых. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Из мученических житей на Руси большую 
популярность приобрело
житие Георгия Победоносца.
                                                            
                                    
На Руси Георгий 
стал почитаться как покровитель 
земледельцев, святой воин-защитник
                                    
мирного труда ратаев. Главное место 
занимает изображение воинского подвига: 
победы над змеем — символом язычества,
насилия, зла.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Изображение Георгия, 
 поражающего копьем 
змея- дракоиа, 
стало гербом-эмблемой 
города
                                                            
                                    
Москвы. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10В центре исповеднического жития — миссионер-проповедник христианского вероучения. Близко к
                                                            
                                    
исповедническому житию стоит святительское. Из византийских святительских житий широкую известность
                                    получило на Руси житие Николы Мирликийского. Никола Милостивый выступал в роли заступника за неправедно гонимых и осужденных, помощника бедняков, он был избавителем из плена, покровителем плавающих и путешествующих; он прекращал бури морские, спасал утопающих. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11О его многочисленных чудесах слагались легенды. Согласно одной из них,
                                                            
                                    
Никола в отличие от Касьяна не побоялся испачкать своих светлых
                                    одежд и помог попавшему в беду мужику. За это он получил поощрение бога, «Так и поступай впредь, Никола, помогай мужику,— говорит ему бог.— И за это тебе два раза в году будут праздновать, а тебе Касьян — только раз в четыре года» (29 февраля). По народному поверью, Касьянов год (год високосный) считался дурным, несчастливым.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12К типу преподобнического жития близко стоят жития столпников. Отвергая «лежащий
                                                            
                                    
во зле» мир, столпники затворялись в «столпах» — башнях, разрывали
                                    все земные связи и посвящали себя всецело горнему. Таково, например, житие
Симеона Столпника. Низшую ступень в иерархии святых занимали юродивые. Они жили в миру, на городских площадях, рынках, ночуя с нищими на папертях церквей или под открытым небом вместе с бездомными собаками. Они, пренебрегали одеждой, гремели цепями-веригами, выставляя напоказ свои язвы. Их поведение внешне было нелепо, алогично, но скрывало глубокий смысл. Юродивые бесстрашно обличали сильных мира сего, совершали внешне святотатственные поступки, терпеливо сносили побои и насмешки. Таково, например, житие Андрея Юродивого.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Широкое распространение получило и преподобническое житие. Самым ранним оригинальным произведением
                                                            
                                    
данного типа является «Житие Феодосия Печерского», написанное в конце XI
                                    в. Нестором. Цель жития — создать «похваление» герою, прославить красоту его деяний. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Новый этап развития древнерусской агиографии связан с великокняжеской Москвой, с
                                                            
                                    
деятельностью талантливого писателя конца XIV — начала XV в. Епифания
                                    Премудрого. Его перу принадлежат два выдающихся произведения древнерусской литературы — жития Стефана Пермского и Сергия Радонежского, ярко отразившие подъем национального самосознания русского народа, связанный, с борьбой против золотоордынского ига. И Стефан Пермский, и Сергий Радонежский являют собою образец стойкости, целеустремлённости. Все их помыслы и поступки определяются интересами родины, благом общественным и государственным.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Святитель Стефан Пермский по дороге в Москву
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход
                                                            
                                    
на татар. 1380 год 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Связь житийных произведений с произведениями русской литературы
 Высота нравственных идеалов,
                                                            
                                    
поэтичность житийных сказаний неоднократно привлекали к ним внимание русских писателей
                                    XVIII—XIX вв. Средством пропаганды передовых просветительских идеалов становится житие под пером А. Н. Радищева — в «Житии Федора Васильевича Ушакова». Писатель-революционер увидел в своей судьбе черты сходства с судьбой Филарета Милостивого, житие которого он и обработал.
 А. И. Герцен в житиях находил «божественные примеры самоотвержения», а в их героях — страстное, одержимое служение идее, К житию Феодоры обращается он в своей ранней романтической повести «Легенда»,
 «Нашу русскую настоящую поэзию» увидел в житийной литературе Л. Н. Толстой. Его привлекала нравственная и психологическая сторона древнерусских произведений, 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Историческими народными идеалами считал Феодосия Печенского и Сергия Радонежского Ф.
                                                            
                                    
М. Достоевский. В романе «Братья Карамазовы» он создает «величавую положительную
                                    фигуру» русского инока — старца Зосимы, опровергая индивидуалистический анархический «бунт» Ивана Карамазова. 
Древнерусская агиография органически входила в творческое сознание и такого замечательного и до сих пор по-настоящему неоценимого писателя, как И. С. Лесков.
 Постигая тайны русского национального характера, он обращался к сказаниям.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19житие - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого.
В данном жанре
                                                            
                                    существуют разные агиографические типы: 
 . житие-мартирия (рассказа о мученической
                                    смерти святого)
 . монашеское житие ( рассказ о всем жизненном пути праведника, творимых им чудесах и т. д.)
Таким образом: