Разделы презентаций


Житие как жанр древнерусской литературы

Содержание

Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская,немецкая. Ее начало восходит ко второй половине X в.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 «Житие
как жанр


древнерусской литературы».


«Житие как жанр

Слайд 2 Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна

из самых древних литератур Европы.
Она древнее, чем литературы французская,

английская,
немецкая. Ее начало восходит
ко второй половине X в.
Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее,

Слайд 3Древнерусская рукопись.

Древнерусская рукопись.

Слайд 4Принятие древней языческой Русью христианства в конце X столетия было

актом величайшего прогрессивного значения. Благодаря христианству Русь приобщилась к передовой

культуре Византии и вошла в качестве равноправной христианской суверенной державы в семью европейских народов

Святой равноапостольный великий князь Владимир

Принятие древней языческой Русью христианства в конце X столетия было актом величайшего прогрессивного значения. Благодаря христианству Русь

Слайд 5Появление монастырей способствовало созданию первых школ, где воспитывалась любовь к

книге. Именно в монастырях велось летописание. Здесь создавался и окружался

ореолом благочестивой легенды идеал русского инока - подвижника, посвятившего себя служению богу. Этот идеал находил конкретное воплощение в житийной (агиографической) литературе.
Появление монастырей способствовало созданию первых школ, где воспитывалась любовь к книге. Именно в монастырях велось летописание. Здесь

Слайд 6
Житие стало одной из самых популяризируемых на Руси массовых форм

пропаганды нового христианского нравственного идеала. Жития читались в церкви во

время богослужения, внедрялись в практику индивидуального чтения как монахов, так и мирян.
Житие стало одной из самых популяризируемых на Руси массовых форм пропаганды нового христианского нравственного идеала. Жития читались

Слайд 7Различные типы житий
мученические,
исповеднические,
святительские,
преподобнические,
жития столпников и

«Христа ради» юродивых.

Различные типы житий мученические, исповеднические, святительские, преподобнические, жития столпников и «Христа ради» юродивых.

Слайд 8Из мученических житей на Руси большую популярность приобрело житие Георгия Победоносца.

На Руси Георгий стал почитаться как покровитель земледельцев, святой воин-защитник

мирного труда ратаев. Главное место занимает изображение воинского подвига: победы над змеем — символом язычества, насилия, зла.
Из мученических житей на Руси большую   популярность приобрело  житие Георгия Победоносца. На Руси Георгий

Слайд 9Изображение Георгия, поражающего копьем змея- дракоиа, стало гербом-эмблемой города

Москвы.

Изображение Георгия,    поражающего копьем   змея- дракоиа,   стало гербом-эмблемой

Слайд 10В центре исповеднического жития — миссионер-проповедник христианского вероучения. Близко к

исповедническому житию стоит святительское. Из византийских святительских житий широкую известность

получило на Руси житие Николы Мирликийского. Никола Милостивый выступал в роли заступника за неправедно гонимых и осужденных, помощника бедняков, он был избавителем из плена, покровителем плавающих и путешествующих; он прекращал бури морские, спасал утопающих.
В центре исповеднического жития — миссионер-проповедник христианского вероучения. Близко к исповедническому житию стоит святительское. Из византийских святительских

Слайд 11О его многочисленных чудесах слагались легенды. Согласно одной из них,

Никола в отличие от Касьяна не побоялся испачкать своих светлых

одежд и помог попавшему в беду мужику. За это он получил поощрение бога, «Так и поступай впредь, Никола, помогай мужику,— говорит ему бог.— И за это тебе два раза в году будут праздновать, а тебе Касьян — только раз в четыре года» (29 февраля). По народному поверью, Касьянов год (год високосный) считался дурным, несчастливым.
О его многочисленных чудесах слагались легенды. Согласно одной из них, Никола в отличие от Касьяна не побоялся

Слайд 12К типу преподобнического жития близко стоят жития столпников. Отвергая «лежащий

во зле» мир, столпники затворялись в «столпах» — башнях, разрывали

все земные связи и посвящали себя всецело горнему. Таково, например, житие Симеона Столпника. Низшую ступень в иерархии святых занимали юродивые. Они жили в миру, на городских площадях, рынках, ночуя с нищими на папертях церквей или под открытым небом вместе с бездомными собаками. Они, пренебрегали одеждой, гремели цепями-веригами, выставляя напоказ свои язвы. Их поведение внешне было нелепо, алогично, но скрывало глубокий смысл. Юродивые бес­страшно обличали сильных мира сего, совершали внешне святотатственные поступки, терпеливо сносили побои и насмешки. Таково, например, житие Андрея Юродивого.
К типу преподобнического жития близко стоят жития столпников. Отвергая «лежащий во зле» мир, столпники затворялись в «столпах»

Слайд 13Широкое распространение получило и преподобническое житие. Самым ранним оригинальным произведением

данного типа является «Житие Феодосия Печерского», написанное в конце XI

в. Нестором. Цель жития — создать «похваление» герою, прославить красоту его деяний.
Широкое распространение получило и преподобническое житие. Самым ранним оригинальным произведением данного типа является «Житие Феодосия Печерского», написанное

Слайд 14Новый этап развития древнерусской агиографии связан с великокняжеской Москвой, с

деятельностью талантливого писателя конца XIV — начала XV в. Епифания

Премудрого. Его перу принадлежат два выдающихся произведения древнерусской литературы — жития Стефана Пермского и Сергия Радонежского, ярко отразившие подъем национального самосознания русского народа, связанный, с борьбой против золотоордынского ига. И Стефан Пермский, и Сергий Радонежский являют собою образец стойкости, целеустремлённости. Все их помыслы и поступки определяются интересами родины, благом общественным и государственным.
Новый этап развития древнерусской агиографии связан с великокняжеской Москвой, с деятельностью талантливого писателя конца XIV — начала

Слайд 15Святитель Стефан Пермский по дороге в Москву

Святитель Стефан Пермский по дороге в Москву

Слайд 16Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход

на татар. 1380 год

Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар. 1380 год

Слайд 17Связь житийных произведений с произведениями русской литературы
Высота нравственных идеалов,

поэтичность житийных сказаний неоднократно привлекали к ним внимание русских писателей

XVIII—XIX вв. Средством пропаганды передовых просветительских идеалов становится житие под пером А. Н. Радищева — в «Житии Федора Васильевича Ушакова». Писатель-революционер увидел в своей судьбе черты сходства с судьбой Филарета Мило­стивого, житие которого он и обработал.
А. И. Герцен в житиях находил «божественные примеры самоотвержения», а в их героях — страстное, одержимое служение идее, К житию Феодоры обращается он в своей ранней романтической повести «Легенда»,
«Нашу русскую настоящую поэзию» увидел в житийной литературе Л. Н. Толстой. Его привлекала нравственная и психологическая сторона древнерусских произведений,
Связь житийных произведений с произведениями русской литературы Высота нравственных идеалов, поэтичность житийных сказаний неоднократно привлекали к ним

Слайд 18Историческими народными идеалами считал Феодосия Печенского и Сергия Радонежского Ф.

М. Достоевский. В романе «Братья Карамазовы» он создает «величавую положительную

фигуру» русского инока — старца Зосимы, опровергая индивидуа­листический анархический «бунт» Ивана Карамазова. Древнерусская агиография органически входила в творческое сознание и такого замечательного и до сих пор по-настоящему неоценимого писателя, как И. С. Лесков. Постигая тайны русского национального характера, он обращался к сказаниям.
Историческими народными идеалами считал Феодосия Печенского и Сергия Радонежского Ф. М. Достоевский. В романе «Братья Карамазовы» он

Слайд 19житие - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. В данном жанре

существуют разные агиографические типы: . житие-мартирия (рассказа о мученической

смерти святого) . монашеское житие ( рассказ о всем жизненном пути праведника, творимых им чудесах и т. д.)

Таким образом:

житие - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. В данном жанре существуют разные агиографические типы:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика