Слайд 1 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО М.С.БЕРЕЗОВСКОГО
И
Д .С .
БОРТНЯНСКОГО
ВЫПОЛНИЛ ученик МАОУСОШ №12 г Таеанрога
Плыгунов Алексей
Слайд 2 Сейчас имена двух замечательных композиторов XVIII века
всегда рядом . Велико значение обоих для развития отечественной музыкальной
православной культуры. Их музыка отразила «стиль эпохи в своем прекрасном величии», оставляя « чудесный след » в музыкальном искусстве , готовивший “ пришествие Глинки ” ( Б. Асафьев) Но как различны их судьбы .
Слайд 3 ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ
БОРТНЯНСКИЙ
( 1751-1825)
Русский композитор - выдающийся мастер хоровой духовной музыки.Один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Стараясь возродить лучшие образцы древнего пения, трудился над гармонизацией Знаменного распева.Создатель партесного хорового концерта. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой .
Слайд 4 ОСНОВНЫЕ ДАТЫ
ЖИЗНИ
И ТВОРЧЕСТВА
1751 — Родился в городе Глухове.
1758 — Семилетним певчим отправлен в
Санкт-Петербург в Придворную певческую капеллу.
1764 — Исполняет главную мужскую партию Адмета в опере Г. Раупаха «Альцеста».
1766—1768 — Работает при дворе под началом Бальдассаре Галуппи.
Слайд 51768 — Отправлен пенсионером в Италию, в Венецию для обучения музыке
у Б. Галуппи, одновременно участвует в средиземноморской кампании русского флота под
началом графа А. Г. Орлова в качестве переводчика и дипломата.
1776 — В Венеции в театре «Сан-Бенедетто» поставлена опера «Креонт».
1778 — Там же прошла премьера оперы «Алкид».
Слайд 61778 — На сцене герцогского театра в Модене поставлена опера «Квинт
Фабий»
1779 — Возвращение в Россию.
1780—1784 — Работа при российском дворе в качестве
капельмейстера, руководство хорами в Сухопутном шляхетском корпусе, Смольном институте.
1785 — Назначение капельмейстером при «малом» дворе Павла Петровича.
Слайд 71786—1795 — Обучение музыке Марии Федоровны, детей Павла, создание цикла сонат
для клавесина, Концерта для чембало с оркестром, Квинтета, Концертной симфонии — первого
в России симфонического произведения.
Слайд 81786 — Премьера оперы «Празднество сеньора» в Павловском театре, одновременно премьера
оперы «Сокол» в театре в Гатчине.
1787 — Постановка в Павловске оперы
«Сын-соперник».
1796 — Назначение на должность управляющего Придворной певческой капеллой.
1801 —Бортнянский становится директором Придворной певческой капеллы.1804 — Избран почетным членом Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Слайд 91791—1814 — Пишет ряд кантат и ораторий на слова Г. Р. Державина,
а также создает гимн «Коль славен наш Господь» на слова
М. М. Хераскова и другие духовные гимны.
1816 — Назначается цензором всех издаваемых в России нот церковного пения, пишет общегосударственную Литургию, части служб
1817—1824 — Концертная деятельность в капелле, издательская работа в области хорового искусства, подготовка к выпуску в свет собственных Духовных хоровых концертов, участие в работе по «Проекту об отпечатании российского крюкового пения», педагогическая деятельность в капелле.
Слайд 101825, 27 сентября (10 октября по н.с.) — кончина в Санкт-Петербурге,
позднее — погребение на Смоленском кладбище.
1953 — перенесение праха Бортнянского со Смоленского кладбища в
Пантеон деятелей российской культуры в Александро-Невской лавре.
Слайд 11Духовные произведения
Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора.
Духовные концерты
для двух четырехголосных хоров (12 концертов).
Одночастные хоровые концерты для четырехголосного
хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов).
Хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров).
Переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений).
Литургии: «Обедня на три голоса», «Простое пение по всей России распространенное», на два голоса.
Сочинения на латинские и немецкие тексты, мотеты, хоры, отдельные песнопения, написанные в годы обучения в Италии.
Слайд 13 МАКСИМ СОЗОНТОВИЧ
БЕРЕЗОВСКИЙ
(
1745- 1777)
Русский композитор - создатель православной духовной музыки
Многие музыкальные академии в Италии избрали его своим почетным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика.
Слайд 14 БИОГРАФИЯ
Максим Созонтович
Березовский окончил Киевскую Духовную Академию, по окончании её был в
капелле, где занимался композицией у Цопписа. Так как он отличался особенной одаренностью, то был послан для усовершенствования композиции в Италию. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, у которого занимался и Моцарт. В 1771 году Березовский вернулся в Россию. Здесь судьба его сложилась крайне трагично: Березовский не получил признания и в припадке горячки покончил с собой.
Слайд 15 ТВОРЧЕСТВО
Как композитор духовной
музыки, Березовский, вместе с Веделем , является представителем нового направления
в партесном пении. В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви. Отличительные черты произведений: большая свобода голосоведения в контрапунктическом стиле, художественность целого в ущерб внешнему блеску, замечательная отделка деталей, соединение простоты и изящества.
Слайд 16 В своем концерте «Не отвержи мене во время старости»
(стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70)
Березовский даёт классический образец паралитургического концерта итальянского стиля в понимании русского православного, музыкально весьма образованного композитора.
Другое произведение Березовского для церковных хоров написано в совершенно другой форме – в форме речитативных фраз с разнообразными каденциями в конце фраз-членов Символа Веры, причем эти каденции служат иногда модуляциями для продолжения речитатива следующей фразы, на другом аккорде.
Слайд 17Напечатаны :
"Не отвержи мене во время старости","Верую","Причастны творяй ангела",
"В память вечную", "Чашу спасения", "Во всю землю изыде вещание
их".
Остались в рукописях :
Литургия, концерт «Отрыгну сердце», концерт «Милость и суд воспою», «Слава в вышних Богу»,
Причастны:
«Хвалите Господа с небес», «Блажени яже избрал»,
«Не имамы иныя помощи» и еще нисколько произведений.
ДУХОВНЫЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Слайд 18Картина Александра Садовского «Бортнянский и Березовский».