Слайд 1Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского
языка и литературы школы №3 г.Осинники
Слайд 2Николай Алексеевич Некрасов
Поэт, прозаик, критик, издатель
Родился 28 ноября (10 декабря)
1821 года в Немирове Подольской области. Отец – Алексей Сергеевич
Некрасов (1788-1862) – поручик егерского полка; мать – Елена Андреевна (ум. 1841), урождённая Закревская.
Детство Некрасов провёл в селе Грешнево Подольской области, в родовом имении отца, куда семья переезжает в 1824г. (с выходом отца в отставку).
Слайд 31832-37 – учёба в Ярославской гимназии.
Музей-квартира в Петербурге
1838 – отъезд
в Петербург
Слайд 41839-40 – посещение занятий в университете в качестве вольнослушателя.
В Петербург
Некрасов привозит «целую тетрадь» стихов, ещё подражательных. Некоторые из них
публикуются в «Сыне отечества».
Слайд 51840 – первый сборник «Мечты и звуки», вызвавший упрёки в
эпигонстве. Кроме того, Некрасов пишет прозаические и драматические произведения. Водевили
«Шила в мешке не утаишь – девушки под замком не удержишь», «Материнское благословение» имеют успех на сцене.
Слайд 61841 – Некрасов начинает сотрудничать в «Литературной газете» и «Отечественных
записках», где, помимо повестей и рассказов, появляются его критические статьи
и рецензии, имеющие значительный общественный резонанс (рецензии на «Очерки русских нравов» Ф.В.Булгарина, «Драматические сочинения» Н.Полевого).
Слайд 71843 – Некрасов начинает заниматься издательской деятельностью. Он издаёт два
сборника стихотворных фельетонов «Статейки в стихах, без картинок», затем «Физиологию
Петербурга» (ч. 1-2, 1845), «Петербургский сборник» (1846), альманах «Первое апреля» (1846), которые становятся литературным манифестом натуральной школы. В сборниках принимают участие В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Д.В.Григорович, В.И.Даль,
И.И.Панаев и др.
Слайд 81847-66 – Некрасов вместе с И.И.Панаевым издаёт и редактирует «Современник»,
журнал, основанный А.С.Пушкиным, потускневший после его смерти под редакцией П.А.Плетнёва.
В 1863г., уже после ареста Чернышевского (1862), Некрасов на станицах «Современника» публикует его роман «Что делать?». В июне 1866г. «Современник» запрещается навсегда.
Слайд 91856 – выходит сборник «Стихотворения Н.Некрасова».
Слайд 101868-1878 – Некрасов – редактор «Отечественных записок».
По его приглашению с
ним работает М.Е.Салтыков-Щедрин. В отделе беллетристики печатаются Щедрин,
А.Н.Островский, Г.И.Успенский.
В эти годы Некрасов работает
над поэмой «Кому на Руси
жить хорошо» (1866-76),
оставшейся незавершённой, создал поэму о декабристах и их жёнах («Дедушка», 1870, «Русские женщины» 1871-72) и др.
Слайд 1227 декабря 1877 (8 января 1878) (Петербург) – Николай Алексеевич Некрасов
умер . На похоронах Ф.М.Достоевский произнёс знаменательную речь, в которой он
творчество Некрасова оценил наравне с творчеством А.С.Пушкина.
Слайд 13Усадьба Некрасова
Университете имени Н.А.Некрасова
Слайд 17
Стихотворение
Н.А. Некрасова
«Горящие письма»
Слайд 18Они горят!.. Их не напишешь вновь,
Хоть написать, смеясь, ты
обещала...
Уж не горит ли с ними и любовь,
Которая
их сердцу диктовала?
Их ложью жизнь еще не назвала,
Ни правды их еще не доказала...
Но та рука со злобой их сожгла,
Которая с любовью их писала!
Свободно ты решала выбор свой,
И не как раб упал я на колени;
Но ты идешь по лестнице крутой
И дерзко жжешь пройденные ступени!..
Безумный шаг!.. быть может, роковой... ........................................................
Слайд 19Стихотворение «Горящие письма» входят в Понаевский цикл. В «Понаевском цикле»
стихотворений Н.А. Некрасова нет характеров героя и героини. В нем
отсутствует изображение истории, разворачивающихся в пространстве и времени событий, в которых или по отношению к которым проявляют себя участники.
В основе Панаевского цикла лежит абсолютизация идеи свободы личности, ее жизненного выбора. Вот почему важно для героя то, что героиня «свободно... решала выбор свой // И не как раб упал» он «на колени». «Злое чувство», «гнев правдивый» в этой системе выступают проявлениями свободы личности, ее стремления к равенству, что выдвигается как абсолютная приоритетная ценность.
Слайд 20Домашнее задание
Анализ стихотворения «Горящие письма»
Выучить стихотворение наизусть