«Знакомый незнакомец»
«самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение Глагола – выражать само действие!»- сказал Алексей Югов.
Слайд 6скакал,
бегал, летал,
мастерил, варил …
Слайд 7Там что-то выкопает, там достроит,
Там склеит , там пришьёт, и всё
волнуется:
Слайд 9
Успею ли помочь , добегу ли вовремя, смогу ли все
трудности преодолеть.
Слайд 10А вы как думаете?
Успеет?
Сможет?
Добежит?
Слайд 11
Поэт, в плену возвышенных идей,
Не игнорируй прозу средней школы;
Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
С . Шевцов .
Слайд 12Словарь русского языка С.И. Ожегов.
ГЛАГОЛ
1. Грамм. Часть речи, обозначающая действие
или состояние предмета и изменяющаяся по временам, числам, лицам, (в
наст. вр.) и родам (в прош. вр.).
2. Высок. Устар. Слово, речь.
Слайд 13С.Я. Маршак «Заметки о сказках Пушкина»
« Пушкин всегда был
скуп на прилагательные. А в сказках особенно. Вы найдёте у
него целые строфы без единого прилагательного. Предложения составлены только из существительных и глаголов. Это придаёт особую действенность стиху: Сын на ножки поднялся В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
ОСЕНЬ
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы дальние, плоды мечты моей.
Слайд 15Особенности стиха
В этом стихотворении использовано 8 глаголов :
забываю, пробуждаться,
стесняться, трепещет, звучит, ищет, излиться, идёт.
Это количество соответствует количеству
строк в стихотворении.
Слайд 16Другой особенностью, на мой взгляд, является использование поэтом существительных с
признаками действия.
Так, например , существительное воображенье созвучно с глаголом воображать,
волненье - волновать, проявленьем – проявлять, знакомцы – знакомить.
ОСЕНЬ
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы дальние, плоды мечты моей.
Слайд 18 К.И. Чуковский.«От двух до пяти».
1) Ах, как обснегилась
улица!
2) Мама сердится, но быстро удобряется.
3) Весь мост залошадело.
4)
Ой, какой пузырь я выпузырила.
5) Я помнила, помнила, а потом отпомнила.
6) Трудился, трудился и вытрудил пароходик!
7) Дай мне распакетить пакеты.
Слайд 19Начать с азов.
Сначала Аз да Буки, а потом и
науки.
Сделать на Ять.
Сидеть на азах.
Начать сначала.
Сначала надо выучить азбуку (получит
элементарные знания), а потом уже изучать науки.
Сделать на пять, Сделать хорошо.
Начинать сначала, быть в начале пути или чего-то.
Слайд 20« Что имели ввиду в19 веке, когда говорили «прописать ижицу».
Слайд 21«Где есть рождённый царь иудейский; мы видели звезду на востоке
и пришли поклониться ему».
Слайд 22« И протянул руку Иисус, коснулся его, говоря: хочу,чтобы ты
очистился, и очистилась у него проказа.»
приидохом – пришли
простер – протянул
коснуся – коснулся
хощу –хочу
очистися - очистись