Слайд 1Элективный курс
Учимся правильному расчету процентов
Слайд 2Структура программы
Программа является обучающей и содержит:
Пояснительную записку.
Цели
курса.
Содержание курса.
Тематическое планирование.
Требования к умениям и навыкам.
Аннотацию.
Литературу.
Приложения.
Слайд 3Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным
изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся
в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни.
Слайд 4Цели:
сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого
круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Слайд 5Задачи:
сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической
деятельности;
решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
привить
учащимся основы экономической грамотности;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Слайд 6Содержание программы:
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (3 часа)
Сообщается
история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных
задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Слайд 7
Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (3 часа)
Показ широты
применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент
прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений.
Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Метод обучения: выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Слайд 8
Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (2 часа)
Усвоение учащимися
понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом
сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Форма занятий: комбинированные занятия.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Слайд 9
Тема 4. Решение разнообразных задач по всему курсу. (4 час).
Форма
занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма
контроля: самостоятельная работа.
Тема 5.Заключительное занятие. (1 час)
Итоговая проверочная работа в форме деловой игры « Проценты в нашей жизни».
Слайд 10
Литература для учителя.
1. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников,
Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. – М.:
Просвещение, 2002.
2. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления // Математика в школе. – 2003. – № 5. – С. 50–59.
3. Башарин, Г. П. Начала финансовой математики. – М., 1997.
4. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»). – № 27. – 1995.
5. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 1997.
6. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе. – 2001. – № 4.
7. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4–6 кл.): пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
Слайд 11
Литература для учащихся.
1. Виленкин, Н. Л. За страницами учебника математики.
– М.: Просвещение, 1989. – С. 73.
2. Виленкнн, Н. Л.,
Жохов, В. И., Чесноков, А. С., Шварцбурд, С. И. Математика 6. – М.: Дрофа, 2000.
3. Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Го-товимся к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Дрофа, 2003. – 120 с.
4. Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988.
5. Литцман, Е. Великаны и карлики в мире чисел. – М., 1959.
6. Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: учеб. для общеобраз. учеб. заведений / под ред. Г. В. Дорофеева. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2000. – 304 с.
7. Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. 9 кл: учебник для общеобраз. учеб. заведений / под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: Дрофа, 2000. – Глава IV.
.