Слайд 1Абстракционизм и Супрематизм
Слайд 2Мастера русского авангарда
Русский авангард – явление уникальное в истории мировой
культуры.
Официальная история русского авангарда начинается с 1910 года, хотя многие
его черты формировались в недрах французской живописи фовизма и кубизма.
Слайд 3Абстракционизм Кандинского
Основоположником абстракционизма в изобразительном искусстве по праву считают Василия
Васильевича Кандинского
( 1866 – 1944 ).
Кандинский
пришёл в живопись после окончания юридического факультета Московского университета, когда ему было уже 30 лет. Позже уезжает в Германию изучать основы живописи.
Слайд 4Главным предметом экспериментов художника становилось пространство, в котором он пытался
построить новые взаимоотношения между миром реальным и абстрактным. Разрушение предметности
явилось прелюдией к смелой абстракции художника. В статье «Ступени» (1980) Кандинский подчёркивал, что «предметность вредна моим картинам». Несмотря на отсутствие сюжета, в созданном им беспредметном мире всё же можно было узнать очертания реальных объектов: всадников и дам в кринолинах, дома, башни и колокола, фонтаны и пушки. В пейзажах угадывались горы, острова в море, облака, деревья, животные …
Слайд 5Реальность и фантазия причудливо переплелись в картине «Озеро»
В картине без
особого труда можно различить гладь водной поверхности, лодки с гребцами,
силуэт замка на берегу. Эти узнаваемые предметы написаны на фоне, взрывающемся вспышками ярких цветовых пятен.
С помощью причудливых сплетений абстрактных форм создаётся особая, «сверхчувствительная вибрация». «Хор красок» действительно «врывается в душу из природы».
В книге «О духовном в искусстве» (1910) Кандинский провозгласил свободу художника в выборе средств, стилей и манеры творчества.
Слайд 6Своим высшим творческим созданием Кандинский считал «композиции», представляющие собой синтез
фантастического и реального, интуитивного и рационального.
Слайд 7В последний период творчества, который художник называл «холодным», он всё
реже использует термин «абстрактная живопись». На смену ему приходит «язык
универсума», в котором он обращается к геометрическим формам: треугольник, квадрат и круг.
Слайд 8Супрематизм Малевича
Становление Казимира Севериновича Малевича (1878 – 1935) в искусстве
живописи было ярким и стремительным. Он неутомимо изучал и проверял
традиции старых мастеров, искал и оттачивал новые возможности живописи. За короткое время он прошёл путь от импрессионизма к неопримитивизму и к «алогичному кубофутуристическому реализму».
Слайд 9Первые картины Малевича были выполнены в яркой импрессионистической манере.
Уборка ржи.
1912
год.
Городской музей Амстердама.
Слайд 10От смелых поисков и экспериментов путь лежал к главному открытию
– супрематизму (лат. Supremus – высший).
Главным составляющим творчества художника стали
цвет и геометрические формы.
По мнению художника, в супрематических картинах в качестве основного объекта мог выступать какой-то один элемент (квадрат, крест, прямоугольник, круг), но он не отрицал возможности создания и более сложных композиций с одновременным использованием нескольких геометрических фигур, парящих в пространстве.
Слайд 11Признанным шедевром Малевича считают знаменитый «Чёрный квадрат», в котором нашли
отражения принципиального взгляда художника на супрематическое искусство.
Создание этой картины положило
начало так называемому «чёрному» этапу в развитии живописного супрематизма. Кроме чёрного квадрата, к нему принадлежали геометрические фигуры креста и круга.
Слайд 12Красный квадрат
1916 год.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Этап «чёрного квадрата» сменил так
называемый «цветной» период супрематизма. Он начался с «Красного квадрата».
Слайд 13В 20-е годы Малевич отходит от супрематизма. Новым этапом в
творческой биографии художника было создание костюмов для первой постановки «Мистерии-Буфф»
по пьесе В.В.Маяковского в 1918 году.
Тогда же Малевич создал вторую «крестьянскую серию», вобравшую в себя супрематические обобщения художника.
Крестьянка.
1928 – 1932 гг.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Слайд 14Непросто сложилась судьба Малевича в последние годы жизни. В 1930
году он подвергся аресту как… «немецкий шпион». 15 мая
1935 года Малевич умер в подмосковном селе Немчиновка. Гроб для погребения был изготовлен по заранее выполненному супрематическому эскизу художника.