Слайд 1Акварель М.Ю. Лермонтова «Парус»
Слайд 2
И. Айвазовский. Буря на Ледовитом океане. 1864
Слайд 3М.Ю. Лермонтов писал эту картину на берегу Финского залива.
Слайд 4Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн…
Слайд 5
И зачем было судьбе кинуть меня в
мирный круг честных контрабандистов?
я не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочка»...
прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящною прозой».
А.П. Чехов
Слайд 8
«...образец повести, по-моему, «Тамань», — пусть
все литераторы соберутся, и ни один не найдёт слова, которое
можно было бы прибавить или убавить, там всё как цельный музыкальный аккорд».
Д.В. Григорович
Слайд 9
«Сколько надо было иметь ума и
сколько настоящей силы, чтобы так глубоко, как Лермонтов, чувствуя чары
лунно-синих волн и чёрной паутины снастей на светлой полосе горизонта, оставить их жить, светиться, играть, как они хотят и могут, не заслоняя их собою, не оскорбляя их красоты... Или
в последней сцене, покинув на берегу
слепого мальчика, так и покинуть его
тихо и безутешно плачущим и не
обмолвиться напоследок ни словом о
родстве своём...»
И. Анненский
Слайд 10ПАРАЛЛЕЛИ
Парус - парус
- мятежность
контрабандистов бесприютность
Слепой - странствующий - бесперспективность
офицер отчаяние
героя романа —
он и тут является тем
же таинственным лицом, как и в первых повестях. Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели».
В.Г. Белинский
Слайд 12Григорий Александрович
ПЕЧОРИН
ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
Берег обрывом спускался к
морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались тёмно-синие волны. Луна
тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей
стихию…
Слайд 13В.Г. Белинский:
«Повесть эта отличается каким-то особенным колоритом:
несмотря на прозаическую действительность её содержания, всё в ней таинственно,
лица — какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Особенно очаровательна девушка: это какая-то дикая, сверкающая красота»...
Слайд 14ПЕЧОРИН
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
… настоящая русалка…моя ундина… Странное существо!..
эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью… в ней
было много породы… необыкновенная гибкость её стана…правильный нос - всё это было для меня обворожительно.
Слайд 15
Светлана Светличная в роли
Ундины (1967)
Слайд 16
«Взойдём в лодку», - сказала моя спутница…
Она как кошка вцепилась в мою одежду… между нами началась
отчаянная борьба… я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости… пальцы её хрустели, но она не вскрикнула: её змеиная натура выдержала эту пытку…я мгновенно бросил её в волны.
…причалил к пристани…кто-то в белом сидел на берегу…не очень удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку.
Слайд 17Печорин
Его зоркая наблюдательность, настойчивый, последовательный интерес к
неизвестному, а пуще всего влечение к опасности и действию, напрягая
его безотказно работающую, почти смертоносную волю, создали из заурядно-житейских обстоятельств остро захватывающие приключения...
Е.Н. Михайлова
Слайд 18Печорин
В «Тамани», как и в «Бэле», Печорин
показан снова не в кругу людей одинакового с ним социального
положения и культурного уровня, но в среде, глубоким рубежом отделенной от привилегированной господствующей верхушки.
Е.Н. Михайлова
Слайд 19ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ
ПЕЧОРИН
КОНТРАБАНДИСТЫ
Янко
ундина
слепой
старуха
Слайд 20ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
ЗАНЯТИЯ
КУЛЬТУРА (речь)
Слайд 21
…некоторая недоговорённость и неясность в жизни контрабандистов и
в их взаимных отношениях, оставляющая достаточно простора для работы нашего
воображения...
С.В. Шувалов. (1925)
Слайд 22 Глава «Тамань»
в оценке русских писателей
Слайд 23
«„Тамань”. Это совершенство. Я видел снимок с
рукописи: она вся до того исчерчена, что ничего нельзя разобрать.
В повести нет ни одного лишнего слова, ничего, ни одной запятой нельзя ни прибавить, ни убавить».
Л.Н. Толстой
Слайд 24
«Я не знаю языка лучше, чем
у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и
разбирал бы, как разбирают в школах — по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
А.П. Чехов
Слайд 25
«…как мог Лермонтов, будучи почти мальчиком, сделать
это? Мечтаю написать такую вещь... тогда бы и умереть можно!»
А.П. Чехов
Памятник М.Ю. Лермонтову
в Геленджике
Слайд 26
«Тамань» - один из самых прекрасных перлов
нашей литературы».
И.А. Бунин
Слайд 27
…зачем я жил?
для какой
цели
я родился?..
Слайд 28
…моя ундина вскочила в лодку и махнула товарищу
рукою; он что-то положил слепому в руку… «Ну вот тебе
ещё», - и упавшая монета зазвенела, ударяясь о камень. Слепой её не поднял. … и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание… Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?..