Слайд 1Античность: колыбель европейской художественной культуры.
Эгейское искусство
Материалы к уроку МХК
В 10
классе
Амурская область, Бурейский р-он
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ МХК
МОБУ Новобурейской СОШ №
3,
Рогудеева Лилия Анатольена
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ ПРОГРАММЫ РАПАЦКОЙ Л.А. «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПРОГРАММЫ КУРСА. 10-11 КЛ. – М.: ВЛАДОС, 2010Г.
2015 ГОД
Слайд 2«Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря…»
Вергилий
Крит – родина верховного олимпийского бога Зевса,
здесь он был вскормлен ланью в горах Иды…
Слайд 3 Термин "античность" происходит от латинского
слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития
древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, но они в значительной мере совпадают со временем
Понятие об античности
Идеальная реконструкция Римского форума
существования самих античных государств:
с XI-IX вв. до н.э., времени становления
античного общества в Греции и до V вв. н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Слайд 4В истории античной художественной культуры выделяют несколько этапов.
гомеровская Греция
(XI—VIII вв. до н. э.),
Архаика (VII—VI вв. до н. э.),
Развитие городов, государств с их рабовладельческой демократией привело к расцвету архитектуры,
создатели которой устремились к поиску гармонии, соразмерности,
упорядоченности. «Ордер» (порядок, строй) — так назвали римляне ту систему, что родилась в архаических архитектурных сооружениях. В узком значении слова под ордером подразумевается тип соотношения колонны (несущей части здания) и лежащего на ней перекрытия — антаблемента (несомой части).
классика (V—IV вв. до н. э.),
эллинизм (IV—I вв. до н. э.), а также
республиканский Древний Рим (V—I вв. до н.э.) и
императорский Древний Рим ( I—V вв. н. э.)
Была у этой культуры и своя «предыстория», и свои еще более древние корни.
Слайд 5Гомеровская Греция
…Сюда Зевс увез прекрасную финикийскую царевну Европу,
превратившись в
золотого быка
Слайд 6МИНО́ЙСКАЯ КУЛЬТУ́РА, высокоразвитая культура бронзового века на острове Крит (3—2-е
тысячелетие до н. э.), вариант Эгейской культуры. Открыта в конце
19 в. английским археологом А. Эвансом, который создал ее периодизацию, разделив на ранний, средний и поздний периоды. Большой вклад в изучение культуры внес греческий археолог С. Маринатос. Названа по имени легендарного царя Миноса, в мифе о котором сохранились некоторые исторические сведения о минойской цивилизации.
Слайд 7Артур Эванс
Английский археолог
Раскопки на острове Крит
Генрих Шлиман
Немецкий археолог
Раскопки в Микенах
Слайд 8Большее значение имеют раскопки, которые проводятся на о. Тира (Санторин).
В результате вулканического взрыва в середине II тысячелетия до н.э.
середина острова исчезла, а остальная его часть оказалась засыпанной вулканическим пеплом, который похоронил существовавший здесь город и дворцовый комплекс, получивший название Акротири. Катастрофа, постигшая минойцев, сохранила в неприкосновенности значительные фрагменты их культуры.
Слайд 9В 5 км к востоку от Ираклиона находятся развалины Кносского
дворца. Первый дворец был построен около 1900 года до н.э.
200 лет спустя его разрушило землетрясение и он был отстроен вновь, став более величественным и роскошным. В XV в. до н.э. дворец окончательно разрушился вследствие очередного землетрясения и пожара. Дворец являлся не только царской резиденцией, но и религиозным и административным центром.
Слайд 13Архитектура Микен
Как правило, все поселения и города ахейцев возводились на
высоких холмах, которые потом они называли «акрополи», что означает «верхние
города». Подобного рода крепости сохранились в Тиринфе и Микенах. У крепости был центральный вход, точнее это были ворота. Например, известные на весь мир Львиные ворота, расположенные в Микенах, считаются единственным вариантом монументальной скульптуры во всем эгейском искусстве его времени. В центре дворца всегда располагался мегарон. Это некое парадное помещение, где проводились праздничные пиршества и другие собрания. Вокруг мегарона находились жилые комнаты, ванные, кладовые, коридоры. Около дворца строились дома знатных и богатых людей, а уже за границами крепости, у самого подножья холма, простирался нижний город, где были дома простолюдинов, ремесленников и купцов.
Слайд 14Дворцы Микен и
Тиринфа возводились на высоких холмах. Они обносились толстыми
стенами,
сооруженными из грубо отесанных камней. Современные
ученые нарекли их «циклопическими».
Слайд 15Фрески Крита
"Царь-жрец" — фигура в полный рост на красном фоне,
среди загадочных цветов, в головном уборе с перьями и с
широко распахнутыми руками. Копия этой фрески огромной величины была намалевана на пароме King Minos, который привез нас на Крит. Так что можно считать фреску изображением легендарного Критского царь Миноса.
"Игры с быком" — на синем фоне огромная фигура быка и рядом с ним три маленьких человеческих фигурки — одна — перед страшными рогами, другая — на его спине в головокружительном кувырке. По-видимому эта фреска изображает реальные игры — то ли развлечение, то ли религиозный обряд.
"Парижанка" — изображение женской головы в профиль, с удивительно жизнерадостным выражением лица. Почему Парижанка? Так назвал открывший ее археолог Эванс. Наверное такая красота и грация была навеяла на мысли о жительницах Парижа.
"Дельфины" — наверное самый излюбленный сувенирный сюжет. Уж очень хороши в своей яркой синеве.
Слайд 16"Парижанка" — изображение женской головы в профиль, с удивительно жизнерадостным
выражением лица. Почему Парижанка? Так назвал открывший ее археолог Эванс.
Наверное такая красота и грация была навеяла на мысли о жительницах Парижа.
Слайд 17"Игры с быком" — на синем фоне огромная фигура быка
и рядом с ним три маленьких человеческих фигурки — одна
— перед страшными рогами, другая — на его спине в головокружительном кувырке. По-видимому эта фреска изображает реальные игры — то ли развлечение, то ли религиозный обряд.
Слайд 18"Дельфины" — наверное самый излюбленный сувенирный сюжет. Уж очень хороши
в своей яркой синеве.
Слайд 23Именно на Микенском акрополе, по предположению ученого, должны были находиться
могилы Агамемнона, Эвримедона, Кассандры и других древнегреческих героев. В конце
июля Г. Шлиман приступил к раскопкам, а уже 7 августа сосредоточил свое внимание на внутренней части акрополя. Его опытный глаз отметил сразу же своеобразную впадину, находившуюся справа от знаменитых Львиных ворот, и знаменитое скопление щебня.
Золото Микен
Слайд 24В Микенах Г. Шлиман открыл пять знаменитых гробниц, находки из
которых своими художественными достоинствами ослепили весь ученый мир.
Слайд 25
В четвертой гробнице археологическая экспедиция Г. Шлимана обнаружила пять больших
медных котлов, один из которых был наполнен золотыми пуговицами (68
золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых пуговиц с резным орнаментом).
Слайд 26Могилы были буквально набиты золотом. Но для Г. Шлимана было
важно не золото, хотя его было почти 30 килограммов. Ведь
это могилы Атридов, о которых говорил Павсаний! Это маски царя Агамемнона? и его близких, все говорит за это: и число могил, и количество погребенных (17 человек — 12 мужчин, 3 женщины и два ребенка), и богатство положенных в них вещей... Ведь оно столь огромно, что собрать его мог только царский род. Шлиман не сомневался в том, что маска человека с бородой закрывала лицо Агамемнона.
Позднейшие исследования показали, что маска была сделана почти за три столетия до рождения Агамемнона, но до сих пор она ассоциируется со знаменитым микенским царем и так и называется: «Маска Агамемнона».
Слайд 27Древнегреческая вазопись:
стиль Камарес
Слайд 28
Камарес (лат.Kamares) — стиль росписи керамических изделий, получивший распространение в ранний дворцовый период
на острове Крит (прибл. 1900 г. — 1650 гг. до н. э.). Название стилю дала местность
в центральной части острова, где в гроте и были впервые обнаружены вазы в этом стиле.
Характерной особенностью Камареса является линейный орнамент, который наносился на матовую основу чёрного цвета белой, оранжевой или красной краской. В этом стиле расписывалась тонкостенная глиняная посуда в крито-минойский период. Камарес был чрезвычайно популярен и распространился по всему восточному побережью Средиземного моря до Египта.
Слайд 31Д.З. - Сделать заметки
в тетрадь об особенностях
развития Гомеровской Греции