Слайд 2Возрожде́ние, или Ренесса́нс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая
на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Слайд 3Общая характеристика
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений
в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших
в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
Слайд 4В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность
которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности,
видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Слайд 5Периоды эпохи Итальянского Возрождения
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее
Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец
XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
Северное Возрождение — XVI век
Слайд 6Проторенессанс
Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот
период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода:
до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.
Беноццо Гоццоли изобразил поклонение волхвов как торжественную процессию придворных Медичи
Слайд 7Собор
Санта Мария дель Фьоре,
автором был Арнольфо ди Камбио
Слайд 8Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни
Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными
школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.
Слайд 9Сотворение Адама,
барельеф кампанилы Джотто
Поцелуй Иуды
Слайд 10Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии
время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет
искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Слайд 11Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути
подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций
готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.
Слайд 12Беноццо Гоццоли изобразил поклонение волхвов как торжественную процессию придворных Медичи
Слайд 13Высокое Возрождение
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля —
принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с
1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Слайд 14«Ватиканская пьета» Микеланджело (1499): в традиционном религиозном сюжете на первый
план вынесены простые человеческие чувства — материнская любовь и скорбь
Слайд 15Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и
последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла
стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.
Слайд 16Позднее Возрождение
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по
1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е,
но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году».
Слайд 17В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на
всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности
как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима
Слайд 18Кризис Возрождения: венецианец Тинторетто в 1594 г.
изобразил тайную вечерю как
подпольную сходку в тревожных сумеречных отсветах
Слайд 19Северное Возрождение
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на
другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту,
но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.
Слайд 20«Любовное борение во сне» (1499) — одно из высших достижений ренессансного
книгопечатания
Слайд 21Наука эпохи Ренессанса
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления
людей о мире и месте человека в нем. Великие географические
открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Слайд 22Астрономические инструменты на картине Гольбейна «Послы» (1533)
Слайд 23Философия эпохи Ренессанса
Николай Кузанский
Леонардо Бруни
Марсилио Фичино
Николай Коперник
Пико делла Мирандола
Лоренцо Валла
Манетти
Пьетро
Помпонацци
Жан Боден
Мишель Монтень
Томас Мор
Эразм Роттердамский
Мартин Лютер
Томмазо Кампанелла
Джордано Бруно
Николо Макиавелли
В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.
Философы эпохи Возрождения
Слайд 24«Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля
(1509-10)
Слайд 25Литература эпохи Ренессанса
Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать
итальянского поэта Данте Алигьери (1265—-1321), который истинно раскрыл сущность людей
того времени в своем произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией». Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
Слайд 26Искусство эпохи Ренессанса
Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда
художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света
и другим идентичным естественным явлениям.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзаж как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Слайд 29Архитектура эпохи Ренессанса
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение
в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров.
Слайд 30Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и
ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры,
создал впервые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции.
Церковь Святого Духа во Флоренции
Слайд 31Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её
целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина, в палаццо
Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом, обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр.
Санта Мария Новелла
Слайд 32Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций
с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто
у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).
Темпьетто
Слайд 33Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными
работами в папской столице; в его постройках пластическое начало выражается
в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы).
Давид
Слайд 34Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство;
с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов;
сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (Палладиевы виллы); работал в Венецианской республике.
Вилла Ротонда
Слайд 35Музыка эпохи Ренессанса
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и
вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал,
возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели).
Слайд 36Лютня — один из самых популярных музыкальных инструментов эпохи Возрождения