Слайд 1Архитектура западноевропейского Средневековья
Секреты готического мастерства
Слайд 2В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе
другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (ХI—ХII
вв.) и готический (ХIII—ХV вв.).
Слайд 3Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может быть суровой
и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в
то же время стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присущи стремление к завершенной целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Ее характерный элемент — арочная форма дверных и оконных проемов.
Слайд 4
Середина ХII в.
Мариен-кирхе
Лаахе.
Германия
Слайд 5Спокойно и уверенно поднимают к небесам складные, крепкие, прочно стоящие
на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формами. В
их очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной.
Слайд 6Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными
и дверными проемами. Основными типами архитектурных построек этого времени становятся
монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.
Слайд 7Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей степени
отразившая дух романской эпохи, ее представления о модели мира. Господствующим
типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви - идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.
Слайд 8Для освещения стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний
облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и
боковые — квадратные и восьмигранные.
Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки.
Слайд 9Церковь Петра и Павла. XI-XII век Монастырь Клюни, Франция
Слайд 10Церковь Петра и Павла являлась самым крупным храмом в Европе
и служила прототипом для ряда других церквей. Церковь имела пять
высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две — на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием— использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода.
Слайд 14В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа: ранняя
готика (ХII—ХIII вв.), высокая готика (ХIII в.) и поздняя, или
пламенеющая готика (ХIУ—ХУ вв., а в отдельных случаях — ХУI в.).
Слайд 15
Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на
котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль.
Слайд 16Готические соборы очень нарядны и богато декорированы.
Формы готического здания имеют
характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность.
Слайд 17По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов значительно больше.
Подчеркнутая вертикальностью всех членений, она придает зданию устремленность вверх, к
небесному своду.
Слайд 18
Собор Нотр-Дам
в Париже
1163 - 1258
Франция, Париж
Слайд 20Парижский Нотр-Дам - это базилика с галереями и двойными боковыми
нефами. Такая конструкция использовалась очень редко - лишь в самых
важных образцах храмовой архитектуры, таких как церковь аббатства Клюни и собор Святого Петра в Риме. Уже одно это ставит собор в исключительное положение. Кроме того, и позже соборы с двойными боковыми нефами строились лишь в исключительных случаях.
Слайд 21Большое окно-роза в верхней части западного фасада - яркая отличительная
черта готических соборов. Его круглая форма, разделенная на секторы узкими
каменными ребрами, наподобие колеса, рождала в восприятии средневекового человека двойной символический смысл:
Слайд 22
Собор в Кёльне
Германия
1248 - 1437; 1842 - 1880
Германия, Кёльн
В Средние
века Кельн был одним из самых богатых и больших городов
мира. Поэтому архиепископ Кельна, закладывая собор, хотел иметь такой храм, который бы не уступал французскому.
Слайд 23Однако время было неспокойным: в Европе бушевали эпидемии и войны.
За несколько лет у собора поменялось несколько архитекторов.
В 50-е
годы работу над собором продолжил архитектор Рене де Кормон. Кельнский собор простоял несколько веков с незаконченным каркасом до эпохи романтизма, когда вновь возник интерес к готике.
Слайд 24
В 1815 году Гёте выступил в защиту Кельнского собора, а
также направил письмо прусскому министру внутренних дел со своими предложениями.
В 1842 году после тщательных работ король Пруссии повелел закончить строительство, и сам заложил первый камень.
Слайд 25
Собор в Кёльне. Витражи
Германия
1248 - 1437; 1842 - 1880
Германия, Кёльн
В
1945 г. собор был поврежден бомбардировками. Реставрационные работы поэтому продолжаются
по сей день
Слайд 26
Собор в Шартре
Франция
1194 - 1260
Франция, Шартр
Шартрский собор был заново отстроен
после пожара 1194 года. Однако в соборе сохранились части, сооруженные
в 1134, 1140 и в 1150 годах
Слайд 27Храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, был освящен в 1260
году в присутствии короля Людовика IX. Он стал первым в
истории Франции собором, посвященным Деве Марии. В ее честь королем Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской, было заказано окно-роза для главного фасада, украшенное гербами Франции и Кастилии. Многие мотивы витражей Шартрского собора также сопряжены с культом Девы Марии.
Слайд 29
Собор в Шартре. Интерьер
Франция
1194 - 1260
Франция, Шартр
Шартрский собор сложен из
очень прочного песчаника, который добывался в каменоломнях Бершера, в 8
км от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают 2-3 метров в длину и метра в высоту.
Слайд 30Окно-роза было заказано в честь Девы Марии королем Людовиком IX
(его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской,
и украшено гербами Франции и Кастилии. Оно вошло в историю искусства под названием "Ром Франции".
Слайд 32Скульптура Шартрского собора сохранилась почти полностью. Наружное и внутреннее убранство
собора насчитывает в общей сложности около 10 000 скульптурных изображений
из камня и стекла.
В центральном Королевском портале находится композиция "Христос во славе" - по обе стороны от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с фигурами святых.
Слайд 33
Кентерберийский собор
Великобритания
1174 - 1184
Англия, Кентербери
Это резиденция архиепископа и центр процветавшего
бенедиктинского монастыря. Он был местом поклонения Томасу Беккету - прежнему
архиепископу Кентерберийскому, убитому в соборе в 1170г.
Слайд 34
Кентерберийский собор. Интерьер. Хоры
Великобритания
1174 - 1184
Англия, Кентербери
Слайд 35
Одним из красивейших сооружений этой эпохи является кафедральный собор в
Реймсе. Он издавна был местом коронации французских королей династии Капетингов.
Собор Нотр-Дам в Реймсе
д'Орбэ Ж., де Суассон Б., де Куси Р.
Франция
1211 - 1420
Франция, Реймс
Слайд 36
Собор Нотр-Дам в Реймсе. Ворота западного фасада
д'Орбэ Ж., де Суассон
Б., де Куси Р.
Франция
1211 - 1420
Франция, Реймс
В 1210 году, когда
сильный пожар разрушил кафедральный собор, незамедлительно начался сбор средств на возведение нового, который возводился в готическом стиле.
Слайд 37
Среди черт, присущих этому стилю: особенное, стрельчатое очертание многих архитектурных
элементов, узкие башенки с завершением в виде пирамидки, называющиеся пинаклями,
вытянутые островерхие окна, разделенные тонкими колонками на несколько частей.
Слайд 39Большое круглое, разделенное на множество долей окно, располагающееся обычно в
соборах над главным порталом. Такое окно использовалось в архитектуре и
раньше, но в готическую эпоху получило особое распространение и стало называться "готической розой".
Слайд 40Собор Нотр-Дам в Реймсе. Скульптура
Слайд 41Какие элементы готики использованы в оформлении следующих сооружений?
Слайд 42
Солсберийский собор
Великобритания
1220 - 1266
Великобритания, Солсбери
Слайд 43Собор Святого Витта
Матье из Арра, Парлер П.
Чехия
1352
Чехия, Прага
Слайд 47Собор в Шартре.
Витраж
Франция
1194 - 1260
Франция, Шартр
Слайд 48
Собор Нотр-Дам-де-Пари. Розетка, вид изнутри Франция1163 – 1258 Франция, Париж
Слайд 49Отметьте характерные черты готики.
Что общего имеют эти сооружения и
чем отличаются?