Слайд 1Архитектурные стили.
МХК. 8 класс
Слайд 2План урока
Романский стиль.
Готический стиль.
Маньеризм.
Барокко.
Рококо.
Классицизм.
Проверим себя.
Слайд 3Романский стиль
В романском стиле доминирующую (определяющую) роль играла архитектура. Как
бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения
этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом).
Слайд 5Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика):
1. Центральный
неф и два по бокам.
2. Поперечный неф — трансепт.
3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол.
4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями.
5. Восточная часть — апсида (украшение).
Слайд 6Готический стиль
Готический стиль(от итал. gotico, букв. — готский, от названия
германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии
средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.).
Слайд 7Готический стиль
Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12
в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Каменные
готические соборы получили во Франции свою классическую форму.
Слайд 8Готический стиль
На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и
декоративные детали. Статуи на консолях перед колонками порталов и в
их верхней арочной галерее, рельефы образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания.
Слайд 9Скульптуры готического
собора в Шартре.
В готических статуях облик людей передается более
точно. У скульпторов возрождается интерес к красоте внешнего облика человека.
Основной мыслью готического искусства было очищение от греха и возвышение через страдание.
Огромное значение в творчестве придавалось образу Богоматери – Мадонны - в ней видели заступницу людей перед ее сыном Иисусом.
Слайд 10Стены храмов покрывались живописью. В романских соборах это были традиционные
фрески,а в готических, - где не хватало места из-за окон
- использовались витражи. Свет, проходя через цветное стекло,«играл» на стенах и полу. Это придавало соборам праздничный вид.
Царь Давид Витраж
собора в Шартре.
Слайд 14МАНЬЕРИЗМ
МАНЬЕРИЗМ - (итал. manierismo – вычурность, манерничанье) - течение в
западноевропейском, главным образом итальянском, искусстве 1520-1590-х гг. Возникло и развивалось
вследствие кризиса идеалов «Высокого Возрождения» в Италии. Термин «maniera» стал приобретать специфическое значение уже к середине XVI в.
Слайд 15Некоторые исследователи не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают
в нём раннюю фазу барокко. Маньеризм в архитектуре выражает себя
в нарушениях сбалансированности; использовании структурных решений, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства.
В архитектуре нетрадиционно применяются классические элементы, иллюзорные трюки (ложные двери, слепые окна и арки).
Джорджо Вазари. Лоджия Галереи Уффици. Вид на Палаццо Веккьо. Флоренция
Слайд 16Архитектура маньеризма
Фасад церкви отличается смелостью необычных решений и пышностью декора.
В оформлении фасада легко угадываются элементы классической архитектуры, которые явно
вступают в противоречие не только с античной, но и с ренессансной традициями. Сдвоенные колонны и пилястры придают зданию парадность и напыщенность.
Джакомо да Виньола, Джакомо делла Порта.
Церковь Иль Джезу.
1575 г. Рим
Слайд 17В стиле маньеризм фасады декоративны, с множеством архитектурных, скульптурных, орнаментальных
деталей, использовние богатых, золотых и серебряннх инкрустаций, искажение пропорций, смешение стилей.
В декоре интерьера преобладают орнаменты, причудливые, фантастические образы.
Слайд 18 Барокко
Барокко (итал. barocco через исп. bar- ruecco от португ.
barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный). Словом «барокко» называют
ряд художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.
Слайд 19Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был
призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной
торжественности и пышности.
Слайд 22Рококо
Стиль(франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), получивший развитие в
европейских пластических искусствах 1-й пол. 18 в. Возник во Франции
в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид.
Слайд 23Рокайль (от фр. rok - скала, утес) - главный элемент
орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции
в начале 18 века, при украшении парковых павильонов - гротов деталями, имитирующими природные элементы - морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал. Этим объясняется происхождение название "рокайль".
Слайд 25Классицизм
Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и геометризм объёмной
формы. Постоянное обращение архитекторов классицизма к наследию античной архитектуры
подразумевало не только использование её отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники.
Слайд 28Правильные ответы
1. Романский.
2. Классицизм.
3. Рококо.
4.Маньеризм
5. Романский.
6. Готический.
7. Готический.
8. Классицизм.