Слайд 1Билибин Иван Яковлевич
1876-1942
8 класс
Русская художественная культура
Суляева Юлия Анатольевна
Слайд 2Художник, иллюстратор, мастер театральной декорации
Предки художника – известные калужские купцы,
прославившиеся меценатством и живым интересом к судьбам отечества. Отец художника,
Яков Иванович Билибин, был военно-судовым врачом, затем главой госпиталя и медицинским инспектором императорского флота, участвовал в русско-турецкой войне. Отец мечтал видеть сына юристом, и юный Иван Билибин, окончив с серебряной медалью гимназию, поступил в Петербургский университет на юридический факультет.
Слайд 3Любимая тема
В пору учебы Билибина в Высшем художественном училище Академии
художеств, куда юношу устроил Репин, там проходила выставка Виктора Васнецова,
писавшего в неповторимой романтической манере на темы русских мифов и сказок. Зрителями выставки были многие прославившиеся в будущем наши художники. Билибин Иван Яковлевич оказался в их числе. Работы Васнецова поразили студента в самое сердце, он признавался потом, что увидел здесь то, к чему неосознанно рвалась и по чему тосковала его душа.
Слайд 4Иллюстрации к народным сказкам
Слайд 5Иллюстрации к народным сказкам
Его понимание национального духа и поэзии, которыми
дышит русский фольклор, складывалось не только под влиянием смутного влечения
к народному творчеству. Художник страстно хотел знать и изучал духовную составляющую своего народа, его поэтику и быт. В 1899 году Иван Яковлевич Билибин побывал в деревне Егны, что в Тверской губернии, в 1902 году он изучал культуру и этнографию Вологодской губернии, годом позже художник посетил Олонецкую и Архангельскую губернии. Из поездок Билибин привез коллекцию работ народных художников, фотографии деревянного зодчества.
Слайд 6Иллюстрации к народным сказкам
Иван Яковлевич с особой тщательностью работал над
деталями, не позволяя себе сфальшивить ни в единой черточке.
Слайд 7Специфика стиля
На листке бумаги мы видим четкий узорчатый графический контур,
исполненный с предельной подробностью и расцвеченный причудливой акварельной гаммой самых
жизнерадостных оттенков. Его иллюстрации к былинам и сказкам удивительно подробны, живы, поэтичны и не лишены юмора.
Заботясь об исторической достоверности изображения, которая проявлялась на рисунках в деталях костюма, архитектуры, утвари, мастер умел создать атмосферу волшебства и загадочной красоты. В этом очень близок по духу к творческому объединению «Мир Искусства» Иван Яковлевич Билибин, биография которого тесно с этой группой художников связана. Их всех породнил интерес к культуре прошлого, к влекущей прелести старины.
Слайд 8Иллюстрации к народным сказкам
Слайд 9Мастер декорации
Карьера Билибина в качестве автора театральных декораций началась с
сотрудничества с Парижским национальным театром, который сделал ему заказ на
эскизы к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Затем были декорации к постановкам в Петербурге и Москве. Успех оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Москве был обусловлен в немалой степени великолепными сказочными декорациями, созданными рукой мастера. Билибин делал эскизы нарядов к опере Мусоргского «Борис Годунов» и испанских костюмов к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика», а также к комедии Лопе де Вега «Овечий источник». Художник талантливо разработал стиль одежды к Дягилевскому балету.
Слайд 10Революция, эмиграция
В феврале 1917 года в России случилась революция. Иван
Яковлевич принял и ее. Он даже создал эскиз рисунка с
двуглавым орлом, который увенчал герб Временного правительства, а много позже использовался при чеканке монет.
Октябрьская революция не вызвала у художника энтузиазма. В 1920 году он отбыл за границу из порта в Новороссийске и оказался в Египте. Здесь Билибину суждено было прожить четыре года. Затем поселился в Париже.
Слайд 11В эмиграции
Десятилетие между 1920-1930 годами Иван Яковлевич плодотворно и успешно
работал над оформлением театральных постановок: делал рисунки к оперным сезонам
в театре Елисейских полей, трудился в антрепризе «Русская опера в Париже», создал диковинные эскизы к балету Стравинского «Жар-птица».
Слайд 12«Половецкий стан». Эскиз декорации ко второму действию оперы А.П. Бородина «Князь
Игорь», 1930
Слайд 13Возвращение
Жизнь в эмиграции была насыщенной и свободной, но художника не
оставляла нарастающая тоска по России. За время добровольного изгнанничества он
нигде не принял иностранного подданства, а в 1935 году взял советское гражданство. Тогда же он создал монументальное панно «Микула Селянинович» для здания советского посольства в Париже. Годом позже художник с семьей вернулся на родину. Билибин был приветливо встречен новой властью и стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры, архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Не оставлял он работы и в сфере книжной графики.
Скончался в блокадном Ленинграде в 1942 году от голода и был погребен в братской профессорской могиле на Смоленском кладбище.
Слайд 15Отчетлив и ярок след, который оставил в истории мирового искусства
удивительный русский художник Иван Яковлевич Билибин. Картины, фрески, графика и
другие образцы его воодушевляющего творчества хранятся теперь в государственных и частных коллекциях. Они украшают залы «Русского музея» в Петербурге, экспонируются в Театральном музее им. Бахрушина в Москве, в Киевском музее русского искусства, в Лондонском музее Виктории и Альберта, в Парижской национальной галерее, в Оксфордском музее Ашмолеан и многих других.