Слайд 1“О, болеро,
священный танец боя!”
1урок. 2четверть.
Целостность образа поэзии и
жизни.
М. Равель. Болеро. Образ народного танца.
Слайд 2«Болеро – испанский народный танец, зародившийся в Испании в конце
XVIII столетия.
Слайд 3Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами
танцующие отбивают на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры, сплетающиеся в
необычайно прихотливый узор.
Из энциклопедии
Искусства
Слайд 4Удивительная динамическая сила, стремительный порыв его музыки показывает, что Равель
был совершенным мастером своего искусства.
Эмиль Ветермоз
Жозеф Морис Равель (Ravel)
(1875-1937)
Слайд 5Равель Морис Жозеф родился 7 марта 1875 года в небольшом
французском городке Сибурне, недалеко от испанской границы. Нет ничего удивительного
в испанских привязанностях французского композитора. Ведь его мать Мария Делург была испанкой.
Слайд 6Русские связи Равеля дали внешний толчок к написанию «Болеро», так
как долгие годы Равель был связан с деятелями русской культуры,
особенно с композиторами, покорившими Париж в начале 90-х годов.
Слайд 7Это, прежде всего, знаменитый русский театральный деятель Сергей Павлович Дягилев
с его «Русским балетом» и «Русскими сезонами» в Париже.
Слайд 8«Болеро» Мориса Равеля – это симфонический шлягер ХХ века. «Болеро»
появилось в 1928 году. На написание «Болеро» Равеля подвигнула Ида
Рубинштейн - известная русская балерина, ученица Михаила Фокина, знаменитого русского балетмейстера-новатора.
Слайд 9Её портрет, написанный Валентином Серовым, украшает коллекцию живописи Русского музея.
Слайд 10По замыслу композитора действие должно было проходить на открытом воздухе:
на фоне стены… заводского корпуса! (композитор всегда питал пристрастие к
индустриальному пейзажу).
Слайд 11Завод, рисовавшийся Равелю в «Болеро», существовал в действительности и находился
неподалёку от того места, где композитор приобрёл небольшой дом под
Парижем. Гуляя здесь с друзьями, Равель часто говорил, указывая на этот завод: «Завод из “Болеро”».
Слайд 12«Болеро» - настоящий композиторский фокус Равеля: из обворожительной темы вырастает
образ грандиозный по своим масштабам танец, в котором ощутима «высвободившаяся
энергия и воля огромной массы людей».
Слайд 13Не случайно эта музыка приобрела национально-патриотическое звучание и стала своего
рода «испанской марсельезой» в период гражданской войны в Испании 1936
года.
Слайд 14«Болеро» имело оглушительный успех в Европе. Тему «Болеро» напевали всюду
– в коридорах отелей, в метро, на улице. Поистине это
тема века. Её способен был напеть каждый любитель музыки.
Слайд 15В равелевском «Болеро» есть и нечто воинственное – в звучании
малых барабанов. Барабаны – глашатаи войны.
Слайд 16Но жив народ, и песнь его жива,
Танцуй, Равель, свой
исполинский танец.
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые
жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!
Н. Заболоцкий
Слайд 17Вопросы для контрольного слушания
Что главное в музыке этого произведения?
Какой
характер? Меняется он или нет?
Сколько тем в произведении?
Какие из средств
музыкальной выразительности остаются неизменными, а какие меняются? (интонация, темп, тембр, динамика, лад, регистр, ритм, построение).
Слайд 18Болеро Равеля – сочетание навсегда. Музыкальный памятник странному времени между
двумя войнами. Нескончаемо текучая фраза, которая никогда не должна кончиться.