Слайд 1
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В 90-Х ГОДАХ  ХХ ВЕКА
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ 
политика гласности, отмена цензуры печати; 
                                                            
                                    
исчезновение «железного занавеса»; 
возвращение культурного наследия досоветской России, доступ к
                                    творчеству диссидентов (что было под запретом в СССР )
Творческая свобода представителей культуры;
Широкое развитие технических средств;
Расширение представлений о мировой культуре; 
В ходе «перестройки» произошла ломка стереотипов во всех направлениях культурной жизни. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Резко сократились размеры государственных ассигнований на
                                                            
                                    
нужды культуры. 
Законодательство РФ закрепило за культурой 2% средств федерального
                                    и около 6% местного бюджета. 
Во всех сферах культуры утвердилось предпринимательство. 
В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании». Окрепла альтернативная образовательная система. 
Российская АН испытывала нехватку средств, были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук.
С начала 90-х годов стала претворяться в жизнь федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства» 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4АРХИТЕКТУРА 90-Х: СОХРАНЕНИЕ И РЕКОНСТРУКЦИЯ
   В соответствии с
                                                            
                                    
программой «Сохранение и развитие культуры и искусства» проводилась работа по
                                    сохранению памятников прошлого в Новгороде, Великом Устюге и других городах. Были реставрированы Гостиный двор и Большой Кремлевский дворец в Москве.
    В 1992 году решением ЮНЕСКО исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей отнесены к всемирному наследию. 
Какие архитектурные памятники были реконструированы в вашем регионе? 
    
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5АРХИТЕКТУРА 90-Х
 Началась реконструкция храмов и культовых построек при участии
                                                            
                                    частных и общественных средств. 
Несмотря на сложную финансовую ситуацию в
                                    девяностых, церкви стали восстанавливать одну за другой.
Так был реконструирован Никольский собор г. Наро-Фоминска. Восстанавливались храмы не только за счет помощи администрации, известны многие примеры реконструкции храмов своими силами, в основном в провинциальных городах.
Никольский собор г.Наро-Фоминск
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6АРХИТЕКТУРА 90-Х:СТРОИТЕЛЬСТВО
Парк Победы (в Москве) — мемориальный комплекс Победы в
                                                            
                                    
Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Был открыт 9 мая 1995
                                    года к 50-летию великой Победы.
Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в честь Победы в Великой Отечественной войне был заложен 9 мая 1994 г. 
Мемориальная синагога на Поклонной горе — мемориал «Храм Памяти евреев — жертв Холокоста» на Поклонной горе в Москве. (1998 г)
Мемориальная мечеть на Поклонной горе — мемориальная мечеть, построенная в память воинов-мусульман, погибших в Великой Отечественной войне. (1997) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА 90-Х
   Возводились монументы в память о
                                                            
                                    
событиях в истории страны.
«Маска Скорби» — монумент высотой в 15 метров,
                                    посвящённый памяти жертв сталинских репрессии, которые были заключены в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа на Колыме.
Авторы: скульптор — Эрнст Неизвестный, архитектор — Камиль Казаев.
Центральная скульптура представляет собой стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. На обратной стороне видны плачущие женщины и мужчина на кресте. Внутри монумента находится копия типичной тюремной камеры сталинских времён.
Какие монументы 90-х годов есть в вашем регионе? Чему они посвящены? При каких обстоятельствах появились? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ ОБ ЭТИХ ПАМЯТНИКАХ: 
Памятник «В ознаменование 300-летия российского
                                                            
                                    
флота»
Памятник Александру Невскому
Памятник Георгию Константиновичу Жукову
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9ЛИТЕРАТУРА 90-Х
Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е
                                                            
                                    
годы ХХ века появилось более 10 тыс. частных издательств, которые
                                    за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг ( Фрейд, Зиммель, Бердяев, Пастернак, др.). 
Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих аналитические работы.
Сегодня в современном литературном процессе рождены или реанимированы такие направления, как авангард и поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, метареализм, соцарт, концептуализм и т. д.
Назовите произведения 90-х, соответствующие названным направлениям. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10МУЗЫКА 90-Х
Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров
                                                            
                                    страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики XX в. 
Расширился репертуар
                                    ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артемова, Э. Денисова и других композиторов.
Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый в России концерт такого рода состоялся на Красной площади Москвы в 1992 г.).
Большой театр г.Москва, 90-ые года
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11МУЗЫКА 90-Х
В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт Оркестра Мира
                                                            
                                    
на Красной площади, занесенный в книгу рекордов Гиннесса: около двухсот
                                    крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки.
Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина, артисты балета А. Волочкова и Д. Вишнева, А. Лиепа и Н. Цискаридзе, др. . 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12МОЛОДЕЖНАЯ МУЗЫКА 90-Х
90-е гг. отмечены формированием молодежной музыкальной культуры. Первые
                                                            
                                    
музыкальные коммерческие радиостанции («Европа-Плюс», 1990; Радио «Максимум», 1991) ликвидировали дефицит
                                    музыкальной информации. С 1995 г. проводятся музыкальные фестивали «Максидром». В 90-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до десяти тысяч участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл «Met.ro», ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы.
 Москва 90-х гг. оказалась городом, открытым для молодых талантов со всей России. Некоторые популярные исполнители: Агата Кристи, Апрельский марш, Браво, Ва-банкъ, Моральный кодекс, Неприкасаемые, Ногу свело!, СерьГа, Странные игры, Чайф, Чиж & Co, Мумий Тролль.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА 90-Х
  90-е гг. стали переломными для отечественной
                                                            
                                    
рок-музыки. Популярный в советское время социальный рок (Ю. Шевчук, Б.
                                    Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодежи - любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Лидером этого направления молодежной музыкальной культуры стала группа «Мумий Тролль» (И. Лагутенко). Особенно популярна в молодежной среде «девочка с гитарой» - Земфира.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция.
                                                            
                                    
В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции:
                                    
 Первая: тенденции разрушительные, кризисные, содействующие полному подчинению культуры России стандартам западной цивилизации.
Вторая: тенденции прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости, традиционно понимаемыми народами России.
Борьба между этими тенденциями, видимо, и будет определять основное направление развития отечественной культуры третьего тысячелетия.