Слайд 1
Праздничный народный костюм
Элемент народного костюма «Женский головной убор - Платок»
Учитель
изобразительного искусства
МАОУ гимназии №69 им. С. Есенина
города Липецка
Морозова Галина Федоровна
Слайд 2Цель урока: ознакомить детей с элементом женского народного костюма –
платком; углубить представление детей о значении платка в ансамбле русского
костюма, о связи декора с поверхностью украшаемого предмета.
Задачи:
учиться составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка;
уточнить представления детей о геометрическом и растительном орнаментах;
учиться наблюдать за особенностями орнаментов и их связью с природой;
формировать умение самостоятельно выбирать приемы рисования для творческой работы;
развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от произведений народных умельцев;
развивать у детей образную память эмоционально - эстетическую отзывчивость.
Слайд 3Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней
А
ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный
до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
А. Блок
Слайд 4Мы уже говорили о русском народном костюме.
Сегодня мне бы
хотелось поговорить с Вами о женском, нежном, целомудренном предмете женского
гардероба – о платке. Предлагаю Вам отправиться вместе со мной в небольшое путешествие по истории.
Слайд 5Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси,
чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата.
Слайд 6Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия,
а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы
убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение ‘опростоволоситься’, то есть ‘опозориться’.
После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма.
Слайд 7Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой
– убрус, которым женщины издревле покрывали голову.
Слайд 8В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно
были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины
в разное время года. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове.
Девушки завязывали платок под подбородком, а
иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке.
Слайд 10Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной
убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок.
Платок в
образе русской женщины был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица, женщина без платка,
все равно, что
"дом без кровли",
"церковь без купола".
Слайд 11В старину на Руси самым желанным подарком для женщины был
платок. Его дарили хозяин дома, брат или жених в знак
добрых чувств, любви, внимания. Нарядный платок сохраняет связь с далеким прошлым. Его носят и сегодня.
Слайд 12
На протяжении 19 в. все платки были безымянные. До нас
не дошли все имена фабричных мастеров, авторов чудесных платков. Данила
Родионов - первый мастер, чье имя упомянуто, он был и резчиком и набивщиком.
Восточные шали в России появились раньше, чем во Франции. В официальную моду они вошли в конце 18в. - в 1810 г., когда пришел стиль "ампир". В десятые годы 19 в. появились первые русские шали.
Производство платков
Слайд 13
Производство платков
Они изготовлялись в основном на 3-х крепостных фабриках.
1.Колокольцовские шали
- на фабрике Дмитрия Колокольцова, воронежского помещика.
2.В мастерской помещицы Meрлиной,
которая начинала с производство ковров в Воронежской губернии, затем перешла на шали и перевезла мастерскую в Подрядниково Рязанской губернии. "Шарфы и платки госпожи Мерлиной высокой своею добротою заслужили первое место среди продукции этого типа".
3.В мастерской воронежской помещицы Елисеевой.
Слайд 14
Производство платков
В середине 19 в. в России складывается особый центр
производства национальных платков - Павловский Посад.
Слайд 15
Производство платков
Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским
печатным рисунком упоминалось в 1795 году.
Слайд 16
Производство платков
Узорную ткань получают способом набойки при помощи специальных печатных
досок, которые переносят краску на полотно. Формы для оттиска узора
называют «манеры» или «цветки». Число «манер» соответствует числу красок данного узора. Для каждой краски делают печатную форму. Сначала набивают на ткань контурную и более светлые краски, а затем - более темные.
Слайд 17
Производство платков
Платок – квадратный. На его цветном поле изображают гирлянды,
букеты разнообразных цветов или совсем неожиданные узоры, какими их выдумал
художник.
Слайд 18
Производство платков
Композиция платка чаще всего строится по принципу акцентов на
углы:
по кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов,
а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.
Слайд 19
Композиция платка
Орнамент в центре.
Орнамент в центре и в углах.
Орнамент по
кайме.
Орнамент в углах.
Слайд 20
Задание
Теперь представим, что мы художники на Павлово-Посадской фабрике и нам
необходимо помочь мастерице завершить композицию платка.
Слайд 22
Задание
У каждого из вас не завершенная часть платка.
Заполните ее
цветом.
Слайд 24
Задание
Соединим все части в единую композицию.
Слайд 25Славянская культура – головные уборы славянок - https://www.liveinternet.ru/users/3344739/post409161791
Русский женский
платок – история, традиции, современность -
https://ulianasergeeva.livejournal.com/3868.html
Картинки -
https://yandex.ru/images/search
Список использованных источников
Русские головные уборы и правила их ношения -
http://xexe.club/195650-russkie-golovnye-ubory-i-pravila-ih-nosheniya.html