Разделы презентаций


Элемент народного костюма Женский головной убор - Платок

Содержание

Цель урока: ознакомить детей с элементом женского народного костюма – платком; углубить представление детей о значении платка в ансамбле русского костюма, о связи декора с поверхностью украшаемого предмета.Задачи: учиться составлять простейший

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Праздничный народный костюм Элемент народного костюма «Женский головной убор - Платок»
Учитель

изобразительного искусства
МАОУ гимназии №69 им. С. Есенина
города Липецка


Морозова Галина Федоровна
Праздничный народный костюм   Элемент народного костюма «Женский головной убор - Платок»Учитель изобразительного искусства

Слайд 2Цель урока: ознакомить детей с элементом женского народного костюма –

платком; углубить представление детей о значении платка в ансамбле русского

костюма, о связи декора с поверхностью украшаемого предмета.

Задачи:
учиться составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка;
уточнить представления детей о геометрическом и растительном орнаментах;
учиться наблюдать за особенностями орнаментов и их связью с природой;
формировать умение самостоятельно выбирать приемы рисования для творческой работы;
развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от произведений народных умельцев;
развивать у детей образную память эмоционально - эстетическую отзывчивость.
Цель урока: ознакомить детей с элементом женского народного костюма – платком; углубить представление детей о значении платка

Слайд 3Ну что ж? Одной заботой боле -  Одной слезой река шумней  А

ты все та же - лес, да поле,  Да плат узорный

до бровей...  И невозможное возможно,  Дорога долгая легка,  Когда блеснет в дали дорожной  Мгновенный взор из-под платка,  Когда звенит тоской острожной  Глухая песня ямщика!..
А. Блок
Ну что ж? Одной заботой боле -  Одной слезой река шумней  А ты все та же -

Слайд 4Мы уже говорили о русском народном костюме.
Сегодня мне бы

хотелось поговорить с Вами о женском, нежном, целомудренном предмете женского

гардероба – о платке. Предлагаю Вам отправиться вместе со мной в небольшое путешествие по истории.
Мы уже говорили о русском народном костюме. Сегодня мне бы хотелось поговорить с Вами о женском, нежном,

Слайд 5Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси,

чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата.

Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового

Слайд 6Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия,

а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы

убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение ‘опростоволоситься’, то есть ‘опозориться’.

После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма.

Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать

Слайд 7Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой

– убрус, которым женщины издревле покрывали голову.

Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову.

Слайд 8В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно

были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины

в разное время года. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове.
В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно были распространены в России. Их носили девушки

Слайд 9


Девушки завязывали платок под подбородком, а

иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке.
Девушки завязывали платок

Слайд 10Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной

убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок.
Платок в

образе русской женщины был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица, женщина без платка,
все равно, что
"дом без кровли",
"церковь без купола".
Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине,

Слайд 11В старину на Руси самым желанным подарком для женщины был

платок. Его дарили хозяин дома, брат или жених в знак

добрых чувств, любви, внимания. Нарядный платок сохраняет связь с далеким прошлым. Его носят и сегодня.
В старину на Руси самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарили хозяин дома, брат или

Слайд 12 На протяжении 19 в. все платки были безымянные. До нас

не дошли все имена фабричных мастеров, авторов чудесных платков. Данила

Родионов - первый мастер, чье имя упомянуто, он был и резчиком и набивщиком.
Восточные шали в России появились раньше, чем во Франции. В официальную моду они вошли в конце 18в. - в 1810 г., когда пришел стиль "ампир". В десятые годы 19 в. появились первые русские шали. 

Производство платков

На протяжении 19 в. все платки были безымянные. До нас не дошли все имена фабричных мастеров,

Слайд 13  
Производство платков
Они изготовлялись в основном на 3-х крепостных фабриках.
1.Колокольцовские шали

- на фабрике Дмитрия Колокольцова, воронежского помещика.
2.В мастерской помещицы Meрлиной,

которая начинала с производство ковров в Воронежской губернии, затем перешла на шали и перевезла мастерскую в Подрядниково Рязанской губернии. "Шарфы и платки госпожи Мерлиной высокой своею добротою заслужили первое место среди продукции этого типа".
3.В мастерской воронежской помещицы Елисеевой.
  Производство платковОни изготовлялись в основном на 3-х крепостных фабриках.1.Колокольцовские шали - на фабрике Дмитрия

Слайд 14  
Производство платков
В середине 19 в. в России складывается особый центр

производства национальных платков - Павловский Посад.

  Производство платковВ середине 19 в. в России складывается особый центр производства национальных платков -

Слайд 15  
Производство платков
Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским

печатным рисунком упоминалось в 1795 году.

  Производство платковВпервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в

Слайд 16  
Производство платков
Узорную ткань получают способом набойки при помощи специальных печатных

досок, которые переносят краску на полотно. Формы для оттиска узора

называют «манеры» или «цветки». Число «манер» соответствует числу красок данного узора. Для каждой краски делают печатную форму. Сначала набивают на ткань контурную и более светлые краски, а затем - более темные.
  Производство платковУзорную ткань получают способом набойки при помощи специальных печатных досок, которые переносят краску

Слайд 17  
Производство платков
Платок – квадратный. На его цветном поле изображают гирлянды,

букеты разнообразных цветов или совсем неожиданные узоры, какими их выдумал

художник.
  Производство платковПлаток – квадратный. На его цветном поле изображают гирлянды, букеты разнообразных цветов или

Слайд 18  
Производство платков
Композиция платка чаще всего строится по принципу акцентов на

углы:
по кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов,

а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.
  Производство платковКомпозиция платка чаще всего строится по принципу акцентов на углы: по кайме и

Слайд 19  
Композиция платка
Орнамент в центре.
Орнамент в центре и в углах.
Орнамент по

кайме.
Орнамент в углах.

  Композиция платкаОрнамент в центре.Орнамент в центре и в углах.Орнамент по кайме.Орнамент в углах.

Слайд 20  
Задание
Теперь представим, что мы художники на Павлово-Посадской фабрике и нам

необходимо помочь мастерице завершить композицию платка.

  ЗаданиеТеперь представим, что мы художники на Павлово-Посадской фабрике и нам необходимо помочь мастерице завершить

Слайд 21  
Задание

  Задание

Слайд 22  
Задание
У каждого из вас не завершенная часть платка.
Заполните ее

цветом.

  ЗаданиеУ каждого из вас не завершенная часть платка. Заполните ее цветом.

Слайд 23  
Задание

  Задание

Слайд 24  
Задание
Соединим все части в единую композицию.

  ЗаданиеСоединим все части в единую композицию.

Слайд 25Славянская культура – головные уборы славянок - https://www.liveinternet.ru/users/3344739/post409161791
Русский женский

платок – история, традиции, современность -
https://ulianasergeeva.livejournal.com/3868.html

Картинки -

https://yandex.ru/images/search

Список использованных источников

Русские головные уборы и правила их ношения -
http://xexe.club/195650-russkie-golovnye-ubory-i-pravila-ih-nosheniya.html

Славянская культура – головные уборы славянок - https://www.liveinternet.ru/users/3344739/post409161791 Русский женский платок – история, традиции, современность - https://ulianasergeeva.livejournal.com/3868.html

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика