Слайд 1Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Слайд 2Город сквозь времена и страны.
Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Задача: Проследить как
в материальной культуре отражается мировоззрение человека.
Задание:
1.Применяя образцы архитектуры разных
стилей и, анализируя их особенности, сделайте зарисовку здания.
2. Рассмотрев сооружения знаменитых городов мира, создайте коллаж или зарисовку узнаваемого силуэта города.
3. Найдите изображения произведений архитектуры и дизайна прошедших эпох одного стиля и сделайте коллаж.
Слайд 3Чувство любви к Родине во многом рождается городом, его домами
и улицами – местом, где мы живем.
Города –
это живые, постоянно меняющиеся организмы, и человек – часть этого организма, определяющая его развитие.
Современный город – сочетание проблем экономики и транспорта, экологии и здравоохранения. Но главными в этом ряду являются архитектура и дизайн, которые определяют и формируют городскую среду.
Слайд 4Архитектура – это не постройка одного дома, а создание городского
пространства.
Наиболее сложные архитектурные задачи вставали перед зодчими при
создании городов. Когда человек перестал видеть в жилище только средство спасения от природных невзгод, а осознал необходимость красоты постройки, тогда и возникло искусство архитектуры в его современном понимании.
Слайд 5 От примитивных укрытий до небоскребов – созидающая
мысль человека прошла множество этапов на пути возникновения тех городов,
в которых живем мы сейчас.
В отличие от народного жилища, в котором запечатлен коллективный строительный и художественный опыт, архитектура города – личное авторское творчество.
К созданию любого значительного архитектурного сооружения привлекались выдающиеся зодчие, камнетесы и резчики, художники и декораторы. Наша задача – проследить, как в материальной культуре разных эпох – сооружениях, вещах, одежде, отражается мировоззрение человека, его отношение к себе, к миру.
Приобретенные в предыдущие годы знания позволят вам в смене стилей увидеть не только изменения технологий и мастерства художников, но и то, как менялся человек, общество, его эстетические идеалы.
Слайд 6Народные жилища – живые свидетельства эстетических идеалов разных народов.
Таковы
русская изба, украинская хата, африканская хижина на сваях, горские сакли
в аулах, как бы приросшие к скалистым кручам, китайские фанзы и северные чумы, азиатская юрта среди степных просторов и ветров.
________________________
Слайд 7Ордер – строго продуманное соотношение размеров и сочетаний конструктивных и
декоративных частей здания.
Ордера обладают общей конструкцией и композицией, но различаются
по стилю и пропорциям.
Три типа ордера:
а) дорический;
б) ионический;
в) коринфский.
а)
б)
в)
Слайд 8Время меняло облик городов и стран, составляя каменную летопись эпох.
В истории культуры особое место занимает античное искусство.
Стремление к гармонии позволяло зодчим сочетать в планировке городов жесткость прямоугольной композиции с разнообразием рельефа, свободой пространства и удобством для жизни.
______________________
Слайд 9Суровость жизни и религиозная аскетичность пронизывает не только бытие человека
эпохи средневековья, но и стиль архитектуры, называемый романским.
Композиционная простота, грубоватая каменная кладка, компактность форм придавали суровую выразительность городским строениям, монастырям и замкам с их мощными башнями, массивными крепостными стенами, прорезанными узкими окнами и галереями.
Под стать архитектуре этот стиль находил свое выражение в одежде, мебели, хозяйственной утвари.
Слайд 10Художественное сознание людей Средневековья с наибольшей полнотой воплотилось в готическом
зодчестве.
Готика – суровый и изящный стиль. Образ
города предстает как мир самых разных построек: соборов, ратуш, цехов и каменных жилых домов. Здание рассматривалось в связи с пространством. Его планировка исходила из уже сложившейся среды и той жизни, которая кипела вокруг.
Стиль готики то напряженный и жесткий, то утонченно декоративный определил не только силуэты и формы городов, но и костюмы, посуду, украшения.
Слайд 11 Для архитектуры Ренессанса характерно создание зданий на
основе античных форм и ордерной системы.
Взлет искусства
в эпоху Возрождения связан с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Брунеллески, Альберти и т.д.
Архитектурные ансамбли, четкость прямоугольных объемов, уравновешенность композиции фасадов, гармония, логика – это архитектура Возрождения.
Слайд 12Идеи Возрождения распространились по Европе, заложив основы для формирования стиля
барокко.
В великолепии дворцов и парков, изысканности украшений
отражалось величие не только королей, но и всей нации, ее дух и культура.
Пышность форм фасадов в барокко конкурировала с богатством и чрезмерностью буйства декора в интерьере. Для этого стиля характерны сложные пространственные решения, преобладание криволинейных и овальных очертаний архитектурных форм.
Слайд 13Многообразие идей античности позволило создать архитектурное противопоставление пышному барокко –
строгий классицизм.
Этот стиль провозглашал уравновешенность форм, соподчиненность частей
и симметрию как образцы композиции, уподобляя их античным канонам.
Слайд 14Определите стиль:
1. Классицизм
2. Барокко
1
2
4. Античный
4. Античный
3
4
Слайд 20Вспомни и определи здание :
Собор Нотр дам де Пари
Кельнский собор
Пизанская
башня
Колизей
Парфенон
Слайд 21Коллаж – прием создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов
других изображений.
В процессе создания композиции применяются различные типы наложения, смешивания,
прозрачности.
Слайд 37Презентация подготовлена
для урока ИЗО
в 8 классе
учителем ИЗО и
МХК
Путиловой
Еленой Леонидовной
моу сош № 25
Г. Нижний Тагил