Слайд 1Архитектура
западноевропейского Средневековья
ГОТИЧЕСКИЙ
СТИЛЬ
Слайд 2 Готическое искусство, сменившее романское,
оставалось культовым по назначению
и
религиозным по характеру.
Готический стиль (готика) –
(от итал. gotico, буквально
– готский, т.е.,
относящийся к германскому племени готов),
художественный стиль,
ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший
между серединой XII и XV–XVI вв.
Наиболее подходящие название –
«стрельчатый стиль»
устремлённость ввысь, лёгкость конструкций,
каркасная система и ребристый свод,
ажурный декор,
живопись светом, витражи.
Слайд 3В отличие от романского периода
центрами европейской религиозной, культурной, политической
и экономической жизни
к концу XII в. стали не монастыри,
а города.
Слайд 4А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского
самоуправления) и кафедральный собор (крупный христианский храм).
Слайд 5Ратуша - здание городского самоуправления –
представляла собой большое каменное
здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными
помещениями на втором.
Над ратушей возвышалась башня - символ свободы города.
Собор - модель мироздания, символ Вселенной
и своего рода свод знаний о ней,
весь художественный строй которого, выражал идею небесной и земной иерархии.
Слайд 6Труд ремёсленников,
необходимый
при строительстве храма
скульптор
каменотёс
плотник
каменщик
кузнец
Слайд 7Секреты готического мастера
Термин «готический стиль» возник в эпоху Возрождения. Главными
архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические
соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города.
Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль, он горделиво возвышался над городом.
Собор в Кельне. Германия. XIII-XIV вв.
Слайд 8В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская
базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей
вместимости и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма.
В готической конструкции сочетались три главных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система аркбутанов – связующих открытых полуарок, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие их устойчивость. Невидимая изнутри, эта система снимала нагрузку со стен, что давало возможность покрывать поверхность стен оконными проемами.
В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.
Слайд 9Аркбутан –
открытая полуарка,
передающая
на контрфорс
тяжесть свода
Центральный неф
собора в
Реймсе
имеет высоту
38 метров.
Распределение тяжести сводов на выносные опоры
Слайд 10Аркбутаны – связующие открытые полуарки, передающие распор свода на мощные
контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен.
аркбутаны
контрфорсы
Слайд 11Портал – вход в собор
Вся смысловая символика христианского храма повторяется
в его западном портале.
Дверь – это переход из одного
пространства в другое, из мирского в священное. Смысл имеет и размер двери: «Входите тесными вратами, потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их».
Ступени – символ восхождения к Богу. Три портала – символ Святой Троицы.
Слайд 13Собор
в Реймсе
(1211-1311),
где короновались короли.
Слайд 14Единственной массивной частью готического храма являлся главный фасад, на котором
располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Соборы очень
нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями). Окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами
Собор в Реймсе. XII – XIV вв. Франция.
Слайд 15К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже.
Вот
как описал собор Парижской Богоматери в одноименном романе В.Гюго:
«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где предстают перед нами три стрельчатых портала. За ними – зубчатый карниз, громадное центральное окно-розетка… Высокая изящная аркада галереи, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку и две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые один над другим в пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Этот собор как огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека и народа
(Нотр-Дам де Пари. XII-XIV вв. Франция.)
Слайд 16 Собор Нотр-Дам. XII –
XIV вв. Париж. Франция.
Слайд 17Собор Парижской Богоматери
1160-1245г.г., Париж, Франция
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я
изучал твои чудовищные рёбра, -
Тем чаще думал я: из
тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
Осип Мандельштам
Слайд 18Собор в Келне характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это
огромное здание с пятью нефами, трансептом и двумя колоссальными башнями
на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нем особо ощутимы контрасты, достигаемые перепадом высот: средний неф в два раза выше боковых. Вертикальный ритм усиливается повторяющимися от ярусу к ярусу стрельчатыми арками.
Собор в КелЬне. Внешний вид и интерьер. XIII – XIV вв. Германия.
Слайд 19Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия, Англия, Чехия
и Австрия.
Собор Святого Вита XIV в.
Прага, Чехия.
Собор святого Вита в Чехии. Интерьер. XIV в. Прага.
Слайд 20Готический собор. Германия. XIV – XV вв.
Слайд 21Готическая церковь в Англии. Капелла Генриха VII. (XII-XV вв.)
Слайд 22Готический собор в Милане. Италия. XIV в.
Слайд 25Собор в Шартре. XIV в. Франция.
Собор Святой Анны.
XV в. Вильнюс , Литва.
Слайд 26 Собор Богоматери в Ульме.
XIV в.
Германия.
Собор в Амьене. XIII в. Франция
Слайд 30Собор Святого Стефана в Вене (XIII-XV вв.)
Слайд 31Вестминстерский дворец в Англии (XIII-XVI вв.)
Слайд 34Дворец дожей в Венеции. XIV в.
Италия.
Слайд 58Вопросы и задания
1. Французские соборы в
Реймсе (1) и Амьене (2) по праву
считаются шедеврами готического искусства. Рассмотрите
фасады этих соборов и отметьте характерные черты готики?
Рассмотрите оформление Дворца дожей в Венеции
Вестминстерского дворца в Англии, собора Святого Стефана
в Вене. Какие элементы готики использованы в оформлении
архитектурного облика этих сооружений?
2.
Слайд 59Почему по ощущениям готические храмы
такие просторные, светлые внутри
и такие
легкие снаружи?