перевитых дымом цветовых пятен,— жизни, крови, смерти, веры, отчаяния —
выделяется, как звук трубы, "монолиния" цвета: пронзительная и чистая, давящая холодная синева.
"Раненый князь Андрей на Праценских высотах".
Вглядитесь, как рождается эта чистота из еще не развеянного дыма: что-то определилось в этом вихре, что-то ясно стало. Разбиты иллюзии, и человек возвращается к самому себе и видит небо над собой.
Вопреки многолетней традиции иллюстраторов "Войны и мира" Николаев отказывается рисовать это Аустерлицкое небо — он не хочет, чтобы законченность рисунка замкнула эту бесконечность, и он обрезает рисунок сверху, давая нам возможность самим продолжить эту открывшуюся синеву, эту разверзшуюся бесконечность, этот путь в дальнейшее;
путь героев Толстого — к Бородинской битве... к истине... к Родине.