Слайд 1КУЛЬТУРА ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 2Возрожде́ние, или Ренесса́нс (от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха
в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков
и предшествующая культуре Нового времени.
Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Слайд 3Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в
феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была
чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Слайд 4Основные черты эпохи Возрождения
1. Для эпохи Возрождения прежде всего характерна
ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧЕЛОВЕКА. Философское мышление этого периода АНТРОПОЦЕНТРИЧНО. Центральная фигура
его - не Бог, а человек. Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество - не продукт божьей воли, а результат деятельности людей.
Человек ничем не ограничен в своих замыслах и деятельности. Он может все. Для него характерен новый уровень самосознания: гордость и самоутверждение, вера в собственные силы и талант, жизнерадостность и свободомыслие. Поэтому именно Возрождение подарило миру ряд выдающихся индивидуальностей. Они обладали ярким темпераментом, всесторонней образованностью, несгибаемой волей, целеустремленностью и колоссальной энергией. Флорентийский художник и гуманист Леон Баттиста Альберти (1404-1472), например, одновременно занимался теорией архитектуры, живописи и ваяния, математикой, механикой, картографией, философией, этикой, эстетикой, педагогикой.
Слайд 52. Другая характерная черта мировоззрения людей эпохи Возрождения - ее
ярко выраженный ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ характер. Человек предстает перед нами как свободное
существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители этой эпохи, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Согласно их взглядам, Бог, сотворив мир и человека, дал людям свободу. Теперь они должны были сами определять свою судьбу.
Отсюда в философии значительно ослабли мотивы греховной сущности человека, "испорченности его природы" и усилилась ориентировка не на помощь божию - благодать, а на собственные силы. Оптимизм, вера в безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.
Слайд 63. КУЛЬТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. У древних греков физический труд и
даже искусство ценились невысоко. В античности господствовал элитарный подход к
человеческой деятельности. Высшей формой ее объявлялись теоретические изыскания - размышление и созерцание.
В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобрела своего рода сакральный характеры В ходе ее человек не просто удовлетворял свои земные нужды, он создавал новый мир, творил самое высокое, что есть в мире - самого себя. Именно тогда в философии появилась идея прометеизма (от Прометея - героя древнегреческой мифологии, защитника людей от произвола богов) - человека как сотрудника Бога, сотворца мира.
Слайд 7Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны
ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто,
Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века.
Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.
В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Слайд 9Периоды эпохи Итальянского Возрождения
Итальянское Возрождение делят на 5 этапов:
Проторенессанс (2-ая
половина 13 века — начало 14 века)
Раннее Возрождение (середина 15 — начало
16 века)
Высокое Возрождение (конец 15 первые 20 лет 16 века)
Позднее Возрождение (середина 15 — 30-ые — 90-ые годы 16 века)
Северное Возрождение
Слайд 10Человек эпохи Возрождения
Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед
разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы,
который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.
Слайд 11Наука
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о
мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая
система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты.
Слайд 12Астрономические инструменты на картине Гольбейна «Послы» (1533)
Слайд 13Наука
Парацельс и Везалий,
Жан Боден и Никколо Макиавелли
Томас Мор,
Томмазо Кампанелло
Гольбейн Г. Портрет Томаса Мора. 1527
Слайд 14Философия
В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.
Философы
эпохи Возрождения
Николай Кузанский Леонардо Бруни
Марсилио Фичино Николай Коперник
Пико делла Мирандола Лоренцо Валла
Манетти Пьетро Помпонацци
Жан
Боден Мишель Монтень
Томас Мор Эразм Роттердамский
Мартин Лютер Томмазо Кампанелла
Джордано Бруно Николо Макиавелли
Слайд 15Литература
Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта
Данте Алигьери (1265—-1321), который раскрыл сущность людей того времени в
своем произведении под названием «Божественная комедия». В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.
Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни.
Новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375) выдвинули литературу в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самым известным драматургом этого времени стал Уильям Шекспир (1564—1616, Англия).
Слайд 16Изобразительное искусство
Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника
к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и
другим естественным явлениям.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа как элемента сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Слайд 17
«Рождение Венеры» — одно из первых со времен античности изображений обнажённого
женского тела
Слайд 18 Боттичелли. Мадонна с гранатом.
ок. 1490 г.
Слайд 19Живопись. Сандро Боттичелли
«Весна»
«Рождение Венеры»
Слайд 24Иероним Босх
Несение креста Блудный сын
Слайд 25Ян ван Эйк
Портрет Яна ван Эйка
Мадонна каноника ван дер Пале
Мадонна канцлера Ролена
Портрет четы Арнольфини
Гентский алтарь
Слайд 27Архитектура
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам
и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом
направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши.
Слайд 28Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров:
Филиппо Брунеллески
(1377—1446) — основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему,
вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал первые за многие столетия купол (Флорентийского собора).
Леон Баттиста Альберти (1402-72) — крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создал новый тип городской резиденции с фасадом.
Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями;
Микеланджело Буонаротти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице(собор Святого Петра, лестница Лауренцианы).
Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов (Палладиевы виллы); работал в Венецианской республике.
Слайд 29Архитектура
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессансной архитектуры
Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила
в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию.
Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.
Слайд 30Купол собора св. Марии дель Фьоре, Брунеллески, Росселино, 1420-1436, 1446-1470,
Флоренция
Капелла Пацци архитектор Брунеллески
Палаццо Питти архитектор Брунеллески
Слайд 31Палаццо Питти
Амманати Бартоломео
1560-1565,
Флоренция
Слайд 32Скульптура
Основоположником скульптуры Возрождения был Донателло. Одна из
главных его заслуг – возрождение так называемой круглой статуи. Это
заложило основы развития скульптуры последующего времени. Наиболее зрелое произведение
статуя Давида.
Святой Марк
Юдифь и Олиферн
Статуя Давида
Слайд 33Музыка
В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного
искусства и испытывает влияние народной музыки. Высокого уровня достигает искусство
вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в.
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии , французская многоголосная песня .
В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения.
Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы.
Слайд 34Музыка
Фламандский композитор XV в. Г. Дюфаи