Разделы презентаций


Культура Византии

Содержание

План урока1. Развитие образования. 2. Научные знания. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Культурные связи Византии.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура Византии
§ 7
Начать урок
Составил Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории

МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской области

Культура Византии § 7Начать урокСоставил Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской

Слайд 2План урока
1. Развитие образования.
2. Научные знания.
3. Архитектура.
4. Живопись.
5.

Культурные связи Византии.

План урока1.	Развитие образования. 2.	Научные знания. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Культурные связи Византии.

Слайд 3Задание на урок
Почему в отличии от Западной Европы византийская культура

не испытала упадка?

Задание на урокПочему в отличии от Западной Европы византийская культура не испытала упадка?

Слайд 4Повторение пройденного

Выполните задание


Повторение пройденногоВыполните задание

Слайд 5Вступление
В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры,

как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира

и стран Востока.
ВступлениеВ начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных

Слайд 61. Развитие образования.
Ученики в школе
В VII—VIII веках, когда владения Византии

сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в

хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.
Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Византийский алфавит

1.	Развитие образования. Ученики в школеВ VII—VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи.

Слайд 71. Развитие образования.
Наряду с церковными в городах открывались государственные и

частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному

пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи.
В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

В высшей школе

1.	Развитие образования. Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму,

Слайд 82. Научные знания.
Рукопись.
Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли

их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они

также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, — они должны были поражать воображение иноземных послов.
2.	Научные знания. Рукопись.Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии,

Слайд 92. Научные знания.
Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии;

сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий

огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Греческий огонь

Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Хирургические инструменты

2.	Научные знания. Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств.

Слайд 102. Научные знания.
Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить

карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных

стран и народов.

Византийский историк

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

Представление о мире

2.	Научные знания.Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники

Слайд 113. Архитектура.
Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В

древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили

снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Алтарь

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а

Слайд 123. Архитектура.
Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор

— помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) —

вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

неф

притвор

алтарь

апсиды

3. Архитектура.Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор — помещение у западного, главного входа; неф

Слайд 133. Архитектура.
Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии

в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать

этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.
Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

Реконструкция и внутренний вид Айя-Софии


3. Архитектура. Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы:

Слайд 143. Архитектура.
В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился

крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом

посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.
3. Архитектура. В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид

Слайд 154. Живопись.
Мозаика
В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены

храмов и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных

камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту
укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.
В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Фреска

4. Живопись. МозаикаВ Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой —

Слайд 164. Живопись.
Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде

всего к куполу: его представляли как небесный свод — обитель

божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах — треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
4. Живопись. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный

Слайд 174. Живопись.
Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства,

как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На

верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

Мученики и мученицы

4. Живопись. Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле

Слайд 184. Живопись.
В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных

переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица

— все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

Благословляющий Спаситель.

4. Живопись. В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы,

Слайд 194. Живопись.
В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера

старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру

Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.
4. Живопись.В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному

Слайд 204. Живопись.
В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения

Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В

отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь.

4. Живопись.В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких

Слайд 215. Культурные связи Византии.
В начале Средних веков Византия была

самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и

более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Храм византийского стиля в Грузии

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы

Слайд 225. Культурные связи Византии.
Особенно сильно повлияла византийская культура на

культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из

Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей.

Кирилл и Мефодий

Глаголица и кириллица


5. Культурные связи Византии. Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли

Слайд 23Повторение пройденного

Выполните задание

Завершить

Повторение пройденногоВыполните заданиеЗавершить

Слайд 24Использованные материалы
Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/

учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г.
Иллюстрации:

- Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.

Видеофильм «Византия» ТК Культура из собрания Ильи Гузея http://video.mail.ru/mail/ilya_guzey/



Использованные материалыАгибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение,

Слайд 25Собор Святой Софии в описании современников
Вернуться

Прокопий Кесарийский. О постройках.

Кн. I. Гл 1. (VI в.)

«В него проникает необыкновенно много

солнечного света, который к
тому же отражается от мраморных стен. Весь его потолок отделан золо
том... Кто в силах описать красоту колонн и цветных камней, которые
украшают его? Может показаться, что ты находишься посреди луга с
прекрасными цветами: одни их них пурпурного цвета, другие — зелено
го, третьи горят малиновым, четвертые — ослепительно белым, а иные
сверкают самыми разными цветами. Только попечением Бога родилось
такое прекрасное творение».

Поставьте вопросы к описанию собора.
Собор Святой Софии в описании современниковВернуться Прокопий Кесарийский. О постройках. Кн. I. Гл 1. (VI в.)«В него

Слайд 26Отрывок из фильма «Византия»
Вернуться

Отрывок из фильма «Византия»Вернуться

Слайд 27Константинополь
Влияние культуры Византии
Восточные славяне - Русь
Грузия, Армения
Балканы
Италия
Вернуться

КонстантинопольВлияние культуры ВизантииВосточные славяне - РусьГрузия, АрменияБалканыИталияВернуться

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика