Слайд 1Литографии
Евгения Ивановича Чарушина
Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №53 г.Ульяновска
Корякина Елена Михайловна
Слайд 2
Литографский камень представляет собой плиту мелкозернистого плотного известняка. Изображение на
нём рисуют жирным литографским карандашом, потом обрабатывают поверхность камня химическим
составом и печатают оттиск на специальном печатном станке и на особой литографской бумаге. Такой оттиск называется литографией.
Слайд 3 Чарушин с азартом брался за камень, и литографские оттиски
хранят на себе явственные следы этой атаки: мешанина штрихов, как
бы беспорядочно пересекающихся друг с другом, дробное зерно карандаша, рассыпающегося на поверхности камня, удары кистью в самых плотных местах и вихрь царапин, которыми он испещрял всё изображение, ослабляя его там, где нужно, и ещё сильнее обогащая его и без того сложную фактуру. Эта мешанина удивительным образом превращалась в красивый и цельный оттиск клише.
Слайд 4
Чарушин выработал свой подход – чисто живописный и, быть
может, самый убедительный, во всяком случае, до сих пор остающийся
самым убедительным. Он рисует не контурно, необычайно искусно передавая фактуру шерсти или перьев.
Слайд 5В 1929 году Чарушин издал две книги «Вольные птицы» и
«Разные звери». Эти книги являются книжками-картинками, где весь текст состоит
из подписей «Медведь», «Ворона», «Кабаны» и прочее.
Слайд 6
«Кабаны» - сходное движение двух фигур по диагонали, но оно
затруднено, утяжелено пластикой зверей да ещё перебито мелкими пёстрыми фигурками
поросят.
Кабаниха с кабанятами.
Иллюстрация к книжке Е.Чарушина «Разные звери» 1929г.
Слайд 7«Медведь» - тяжёлая статичность: большая туша развёрнута симметрично и фронтально
(маленькие глазки упёрлись в зрителя) и плотно сидит на странице
– в состоянии задумчивости или сосредоточенности.
Слайд 8«Ворона» - профильное, немного торжественное расположение очень серьёзной нахохленной птицы
заключает в себе мягкий комизм: ворона серьёзное существо, она может
быть смешной, но легкомысленной – никогда.
Слайд 9В «Мохнатых ребятах» 1933 года появился смешной лисёнок, недовольно шипящий
на ёлочку.
Лисёнок. Эстамп. 1939г.
Слайд 10В эстампе «Рысёнок» в зелени вокруг рысёнка затаились мышки, «идёт
он ночью на мышей охотиться».
Рысёнок. Эстамп 1939г.
Слайд 11Чарушин часто возвращался к излюбленным темам и мотивам, варьируя их
– и даже, уже исполнив один из лучших своих листов
«Волчата», год или полтора спустя снова захотел немного по-иному нарисовать свернувшихся клубком волчат и вставил в свою книжку «Про сороку», хотя там они ему как писателю не были нужны.
Волчата. Эстамп. 1932г.
Слайд 12«Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей
беспомощности и интересных потому, что в них угадывается уже взрослый
зверь» - говорил Е.И.Чарушин.
Кабанята и волчонок. Иллюстрация к книжке Е.Чарушина «Мохнатые ребята».1929г.
Слайд 13Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не растут ли
где ягоды, которыми можно полакомиться? Нашёл ягоды и давай лакомиться.
А потом устал и сел. Мишка объелся, веточка с постылыми ягодами висит изо рта.
Слайд 14 С 1941 года Чарушин начинает иллюстрировать сказки.
Сказка начала
его привлекать как своеобразный взгляд на мир,
как иные отношения
художника с миром.
Самой первой проиллюстрированной сказкой стал
«Упрямый котёнок» И.Балышева.
Слайд 15Чарушин принёс в сказку своё – глубокое понимание и ощущение
психологии животных. Он редко, только там где без этого не
обойтись, прибегает к приёмам прямого очеловечивания животных: ставит их на задние лапы, обряжает в человеческие костюмы. С каким опасливым, напряжённо-мучительным выражением Волк, смотрит на приближающегося Медведя: всё, конец – сейчас раздавит.
Слайд 16В 1947 году Е.И.Чарушин проиллюстрировал большой сборник О.Капицы «Русские сказки
про зверей». Эти работы он выполнил тушью.
Слайд 17В начале 50-х годов Чарушину пришлось оставить две свои излюбленные
техники выполнения рисунка: чёрно-белый рисунок тушью и литографию, и перейти
к живописи, так как его искусство подверглось критике.
Слайд 18Источники изображений:
Интернет-ресурсы:
1. Фон «Листья» - Автор Смирнова О.В. Папка «Лето»
- http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/2568788/
2. Фон «Цветы» - Автор Смирнова О.В. Папка
«Лето» - http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/3410066/
3. Литографский камень- Автор О.Пилипенко «Рецепты доофсетных технологий» - http://www.compuart.ru/Archive/CA/2010/7/1/Ris_5.jpg
4.Портрет Чарушина - «Художник-анималист Евгений Чарушин» http://zhivris.ru/wp-content/uploads/2009/07/19503.jpg
5. Портрет Чарушина в молодости - Автор Д.Герасимова. «Волшебный мир зверей и птиц» http://bibliogid.ru/system/files/2881/original/i_charushin_1.jpg
6. Ворона – Автор Д.Герасимова. «Волшебный мир зверей и птиц» http://bibliogid.ru/system/files/2888/original/i_charushin3_2.jpg
7. Медведь - Автор Д.Герасимова. «Волшебный мир зверей и птиц» http://bibliogid.ru/system/files/2887/original/i_charushin5_3.jpg
8. Волчата - «Художник-анималист Евгений Чарушин» http://zhivris.ru/wp-content/uploads/2009/07/59821.jpg
10. «Упрямый котёнок» - Автор Д.Герасимова. «Волшебный мир зверей и птиц» http://bibliogid.ru/system/files/2898/original/i_charushin6_2.jpg ; «Художник-анималист Евгений Чарушин» http://zhivris.ru/wp-content/uploads/2009/07/87321.jpg
11. «Русские сказки про зверей» - «Художник-анималист Евгений Чарушин» - http://zhivris.ru/wp-content/uploads/2009/07/80908.jpg; http://zhivris.ru/wp-content/uploads/2009/07/79822.jpg ; http://img-fotki.yandex.ru/get/9326/23308995.27/0_88fe9_37e9aa32_XL.jpg ;
12. Кабаны - «Художник-анималист Евгений Чарушин» http://zhivris.ru/wp-content/uploads/2009/07/27888.jpg
13. Лисёнок - http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/298/297505/297505_html_m462f5d32.jpg
14. Рысёнок - http://stat11.privet.ru/lr/080e7dfaf128e70eb98c1b4d514da3a2
15. Медвежонок с ягодами. - http://s004.radikal.ru/i207/1206/7a/07651fc59caf.jpg
Сканированное изображение из книги:
Волчонок и кабанята – Кузнецов Э.Д. Звери и птицы Евгения Чарушина – М.: Советский художник, 1983