Слайд 1Тема проекта:
«Связь времен в народном искусстве»
Сиваковой Н.С., учителя изобразительного
искусства МБОУ Гимназии № 23 г.Химки,
2012 учебный год
Слайд 21. Введение
Декоративно-прикладное искусство включает в себя
художественные промыслы, городское художественное ремесло и современное выставочное искусство.
Nскусство проявляется как в сфере материальной культуры, так и в сфере духовной культуры- обряды, праздники и т.д.
Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность.
Слайд 3 2. Теоретическое обоснование технологии интеграции в образовании
Термин «интеграция»,
означающий «объединение, соединение, суммирование», в педагогических технологиях применяется в нескольких
значениях.
С философско-педагогической точки зрения – это механизм, обеспечивающий приведение в соответствие индивидуального уровня мышления и уровня развития совокупного сознания человечества.
Сущность его в понимании условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных систем знаний, дающих школьникам представление о целостной картине мира.
Слайд 4Концепция интеграции в образовании:
- принцип взаимодополняемости естественно-научной методической традиции
и гуманитарных способов познания ;
- синергетический подход: общность закономерностей
и принципов самоорганизации разных макросистем- физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных;
- системный подход: интеграция – система систем, результат систематизации более высокого порядка:
-гносеологический подход: интеграция –это способ и процесс формирования многомерной картины мира; это процесс и результат становления целостности; принцип основанный на взаимопонимании разных форм постижения действительности;
- герменевтический подход: интеграция – принцип, который проявляется в преобразовании всех компонентов образовательной системы в направлении объединения, обобщения, разработки интегративных образовательных программ:
- деятельностный подход: интеграция – это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач:
- информационный подход: интеграция – ведущая тенденция обновления содержания образования. Объектами интеграции в учебном познании выступают: виды знаний, система научных понятий, законы, теории, модели, идеи;
-развивающее обучение: здесь интеграция создает условия для:
- выхода на более высокий уровень осмысления;
- совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания;
- развития свободы мышления;
- формирования креативности учащихся.
Слайд 5 На базе общего образования в России используются следующие концепции:
-
интеграция содержания образования, уменьшение многопредметности, укрупнение образовательных областей (по В.В.Серикова)?
- генерализация содержания учебных предметов (В.И.Загвязинский):
- укрупнение дидактических единиц (П.М.Эрдниев);
- технология интегрирования учебных предметов (физика+химия А.И.Гуревич);
- соединение в единое целое воспитания и обучения, обучения и труда, усилий школы и общества (В.В.Семенов)
Слайд 6 3.Практическая часть
II четверть «Связь времен в
народном искусстве» (5 класс)
Уроки 1-3.
Тема: Древние образы, единство формы и
декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки.
Цели:
1.Сформировать понятия о народной глиняной игрушке, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.
2.Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
3.Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.
4.Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Слайд 7 Урок 1
Каргопольская игрушка
Фигурки людей и животных
приземисты.
Расписаны в приглушенных тонах.
Полкан- сказочное чудовище,
в котором соединились
голова и руки человека
с туловищем коня.
Слайд 8Дымковская игрушка
В фигурах
барынь выделяются голова в кокошнике, юбка-колокол с передником,
Орнамент в росписи представляет импровизацию,
здесь много лепных деталей: изящных оборок,
воланов, косичек, жгутов
Слайд 9Филимоновская игрушка
Животные имеют длинные шеи со своеобразными головками.
У
барынь высокие юбки колоколом.
Слайд 10Урок 2
Методы лепки
Вытяжка
Так лепят дымковскую игрушку
Слайд 11Урок 3
Роспись игрушки
Каргопольская
игрушка
Дымковская
игрушка
Филимоновская
игрушка
Слайд 134.Заключение
Перед проведением данного урока, учащиеся уже выполняли работу по
образам и мотивам в орнаментах русской народной вышивки. Работа по
росписи игрушки не должна вызвать у них трудность.
Некоторые осложнения могу возникнуть при работе с пластилином, т.к. не все дети бывают внимательны, аккуратны, не имеют пространственного мышления.
С другой стороны работа связана с тем, что каждый ученик творит свое произведение и может по своему выразить свое отношение к работе, создать свой образ игрушки, применяя те знания, которые получил на уроке.
Слайд 145.Литература
Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические
технологии- 4 изд.- Ростов –на- Дону; Март,2010
Горяева Н.А., Островская О.В.Учебник
для 5 класса Декоративно-прикладное искусство в жизни человека; М.; Просвещение; 2009
Конышева Н.М. Книга для учителей Лепка в начальных классах; М.; Просвещение;2000
Методика преподавания лепки «Волшебная глина» Алексахин Н.Н.; М.; Агар; 2000
Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / Под рук.Неменского Б.М./; М.; Просвещение; 2010
Поурочные планы Изобразительное искусство 5 класс по программе Неменского Б.М.; Волгоград; Учитель; 2010
Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе; М.; Просвещение; 2006
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.1; М.; НИИ школьных технологий; 2006