Слайд 1КУЛЬТУРА
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
НИКИТИНА Ю.И.
Слайд 2Основные черты
1) Антропоморфизм религиозных представлений.
2) Агональное начало
как один из принципов культурной организации.
3) Демократия как принцип социальной
организации.
4) Калокагатия (гармония) и умеренность.
Слайд 3Периодизация
1) Эгейская (крито-микенская) культура – к. 3–2 тыс. до
н.э.
2) Гомеровский период – XI–IX вв. до н. э.
3) Греческая
архаика – VIII–VI вв. до н. э.
4) Греческая классика – V–IV вв. до н. э.
5) Период эллинизма – к. IV–I вв. до н. э.
Слайд 4Боги древнегреческой мифологии
(в скобках после имен богов указано то,
что ими олицетворяется)
Гиганты – первое поколение богов
Хаос (первоначало), Тартар
(бездна и тьма), Эрос (любовь), Нюкта (ночь), Зефир (свет), Гея (земля), Уран (небо).
Слайд 5
Титаны и титаниды– второе поколение, дети Геи и Урана.
Титаны: Океан,
Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос и титаниды: Тефида, Феба, Мнемосина,
Тейя, Фемида, Рея.
Они переженились и родили: Прометея, Гелиоса, Лето, муз и Зевса (сын Реи и Кроноса)
Слайд 6
Олимпийцы
Зевс (верховный бог, повелитель небес), Гера (земля,
брак), Аид–Плутон (царство
мертвых), Арес (война), Ге
фест (ремесло), Гермес (вестник богов; торговля, разбой),
Афродита
(любовь), Афина (мудрость, плодородие),
Аполлон (спутник муз и красоты), Артемида (охота, лес),
Дионис–Вакх (виноградарство, веселье), Посейдон (мо
ре), Деметра (земледелие и плодородие), Гестия (домашний очаг).
Слайд 7Эгейская (крито-микенская) культура
Архитектура
Примерно к 2300–1750 гг. до н.
э. относятся: комплекс Кносского дворца, дворец в Фесте, город–крепость в
Тиринфе, дворец–крепость
в Микенах с «Львиными воротами» (тип дворца –мегарон – прямоугольный крытый зал без окон, опирающийся на 4 колонны), скальные шахтные гробницы и толосы – купольные гробницы.
Слайд 8Религия и письменность
Происходит формирование пантеона богов, складывание культа. На рубеже
3–2-го тыс.до н. э. распространено иероглифическое письмо. Параллельно развивается слоговое
письмо, т. н. «линейное письмо «А».
К 1500-1200 гг. складывается «линейное письмо «Б».
Из этих трех типов расшифровано только последнее, на
его основе позже сложилось кипрское письмо.
Слайд 9
Искусство
Памятники этого периода: фрески в Кноссе (XVIII–XVII вв. до н.
э.), керамика с растительными узорами, каменные и золотые сосуды с
рельефами, статуэтки богов из фаянса и слоновой кости, золотые по смертные маски, монументальная архитектурно-скульптурная композиция – «Львиные ворота» в Микенах.
Слайд 10
Гомеровский период
Архитектура
Памятники эпохи: храм Артемиды Орфии в
Спарте, храмы в
городах Термос и Дрерос.
Слайд 11
Религия и письменность
Происходит процесс антропоморфизации богов, как следствие –
человеческая красота признается мерой совершенства. Возникают циклы космологических мифов.
К этому
периоду относитсяэпическая героическая поэзия– «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
Слайд 12
Искусство
Складывается «геометрический стиль» в керамике. Появляются гончарные изделия с
орнаментом.
Изготавливаются ксоаны – деревянные идолы, изображающие богов. Появляются аэды –
профессиональные певцы и рапсоды – декламаторы.
Слайд 13
Культура греческой архаики
Архитектура
VII век – создаются архитектурные ордера – системы
несущих и несомых частей здания. Строятся древнейшие храмы типа мегарон,
позже – типа простиль, с колоннами на переднем фасаде, и амфипростиль – с колоннадой на переднем и заднем фасадах.
Основной тип храма – периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой. Памятники этого периода: дорический храм Геры в Олимпии, афинский Акрополь, храм Афины, дельфийские ионические сокровищницы, храм Артемиды в Эфесе (одно из семи «чудес света») с окружающей его двойной колоннадой (диптер).
Слайд 14
Скульптура
К VIII–VII вв. до н. э. относятся схематичные фронтальные
каменные культовые статуи Артемиды с острова Делос, Геры с Самоса,
бронзовый Аполлон из Амиклов. Идеал красоты этого периода отображен в статуях обнаженных юношей, куросов, и девушек – кор. К середине VI века относятся статуи правителей– архонтов. Известна и статуя Мосхофора, изображающая чело
века с теленком (570 г. до н. э.).
Слайд 15
Прикладное искусство и живопись
В VII–VI веках складываются постоянные формы ваз
– амфора, кратер, килик, лекиф. Существует несколько стилей в изготовлении
керамики: ориентализирующий (восточный) стиль, его называют еще коринфским, чернофигурная вазопись с динамичными рисунками (аттический стиль, именно в Аттике располагалось предместье Афин – Керамик), к к. VI в. происходит переход
к краснофигурной вазописи (светлые фигуры на черном фоне).
Слайд 16
Поэзия
К литературным памятникам эпохи относят: космогоническую
поэму Гесиода о происхождении
мира богов и людей «Теогония», его же назидательный эпос «Труды
и дни», поэзию Алкея, Сафо, Анакреонта, Солона, Тиртея. В середине VII века поэт и
воин Архилох ввел новые стихотворные размеры – ямб и хорей.
Слайд 17
Философия
В VI в. до н. э. возникают несколько античных
философских школ, каждая из которых предлагает свою концепцию происхождения, устройства
и бытия сущего. Одним из центральных вопросов был вопрос о первоэлементе. Родоначальник античной философии – Фалес из Милета, считал исходным веществом воду. Анаксимандр, ученик Фалеса, автор трактата «О природе», первоэлементом всего сущего считал апейрон – неопределенную и вечную материю. Геоцентрист Анаксимен (последний милетский философ) за первооснову брал воздух. Гераклит Эфесский –первый диалектик – праматерью всего сущего считал огонь. Пифагор, математик и философ, считал, что не вещество, а форма определяет сущность вещей, не качество, а количество, число –основа всего сущего. Он создал «Пифагорейский союз» – общество математиков, философов, мистиков. Одним из достижений пифагорейцев является нумерология – наука о мистике чисел.
Слайд 18
Культура Греции классического периода
Архитектура
К памятникам эпохи относят: храм
Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии со статуей Зевса
работы Фидия, Парфенон – храм Афины Девы на Акрополе (образец греческой классики), Пропилеи – вход на Акрополь, а также Эрехтейон, храм Посейдона–Эрехтея и Афины (V в. до н. э.). К памятникам IV в. до н. э. относятся: галикарнасский Мавзолей («чудо света») – 24-ступенчатая пирамида, увенчанная квадригой – четверкой лошадей, усыпальница карийского правителя Мавсола, ионический храм Артемиды в Эфесе («чудо света»), сожженный в 356 г. до н.э. Геростратом. В архитектуре этого периода наиболее распространены дорический и ионический стили
Слайд 19
Скульптура
Характерны попытки реалистического изображения. Наиболее известные памятники: «Дискобол» Мирона,
«Сатир», «Гермес» и «Афродита» Праксителя, бронзовая Афина Воительница Фидия
(7 м),
12-метровая Афина Парфенос из слоновой кости и золота, 14-метровая статуя Зевса («чудо света»), «Дорифор» (Копьеносец) Поликлета (автора трактата «Канон»), реалистические работы Скопаса, Леохара, Лисиппа, Крития, Несиота, Пифагора Регийского
Слайд 20
Театр
В VII в. до н. э. происходит рождение драмы
как театрального
действа.
Сначала из дионисий вырастает трагедия (буквально
«песнь козлов», т.
к. свита Диониса состояла из сатиров, одетых
в козлиные шкуры).
Изначально непосредственно актером был
только тот, кто изображал бога Диониса, остальные были члена
ми массовки – хора.
В начале V в. до н. э. драматург Эсхил ввел
второго актера, а Софокл – третьего.
На рубеже VI–V вв. до н. э. зарождается комедия из пародирования мифов во время народных праздников комосов. Постепенно происходит соединение деревенских песен с политической сатирой. Рубеж V–IV вв. до н.э. – расцвет комедии, период творчества комедиографа Аристофана.
Слайд 21
Философия
Продолжается поиск первоэлемента. Анаксагор, философ и ас
троном, полагает основой
сущего некие «семена вещей». Демокрит (фактически первый материалист) вводит понятие
атомов.
Особняком стоит Сократ – искатель объективной истины. IV в.
до н. э. – расцвет кинической школы во главе с Антисфеном. Из
киников наиболее знаменит космополит Диоген Синопский.
Платон – ученик Сократа, идеалист, создает свою школу – Академию, просуществовавшую почти 900 лет – до 529 года. Его ученик – Аристотель, в свою очередь, основал собственную
школу Ликей. Он во многом превзошел учителя. Создал формальную логику, оставил множество трудов в области натурфилософии и метафизики, поэтики и математики.
Слайд 22
Культура Греции периода эллинизма
Архитектура
Памятники этого периода: храм (в виде
диптера) Зевса Олимпийского, Фаросский маяк близ Александрии («чудо света») (140м
в высоту, автор Сострат), булевтерий в Милете, место заседания буле – городского совета, здание построено амфитеатром, Пергамский Акрополь, храм Аполлона в Дидимах.
Слайд 23
Скульптура
К сохранившимся памятникам относятся: статуя Ники Самофракийской, статуя Афродиты
Милосской (автор Агесандр), «чудо света» – Колосс родосский – бронзовая
статуя Гелиоса 30 м в высоту (автор Харес). Характерно усиление эмоциональности в мелкой пластике. В монументальной скульптуре распространены
колоссальные бронзовые аллегорические статуи (например, богини Тихе).
Слайд 24
Философия
Одно из заметных философских направлений – стоицизм. За
первооснову стоики
брали один из четырех первоэлементов –
огонь. Считали, что мир саморазвивается
циклически. Один из основателей – Зенон – автор логических парадоксов, приводящих к выводу о недоказуемости наличия движения. Кроме Зенона известны также: логик Хрисипп, Посидоний, Эпикур (теоретик гедонизма), Пиррон (скептик, отрицал познаваемость мира).
Позднее в Риме это движение трансформировалось в эпикуреизм (представители Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет).
Слайд 25
Религия
Основная тенденция – ориентализация греческой религии, слияние культов египетских
и греческих божеств. Распространяются мистика и астрология. Характерно стремление к
универсализму
религии, выразившееся в строительстве пантеонов – храмов всем богам. Растет роль монотеистического иудаизма.