Слайд 1 Народные промыслы
России
Хохлома
Не то дорого, что красно золото, а то дорого,
что мастера доброго
Слайд 2 Золотая хохлома
Один из народных промыслов России.
Слайд 4История развития промысла Хохломская роспись
Река Узола, вдоль которой расположены деревни,
где родилась Хохлома.
Слайд 5Технология выполнения
Это – «бельё».
Слайд 6Инструменты и материалы. Виды изделий.
Слайд 7Основные цвета
Красный да черный и совсем немного желтого и зеленого
для мелкой прорисовки - приписок.
Слайд 8Виды хохломской росписи
Хохломская роспись бывает двух видов:
верховое письмо и фоновое. Верховое письмо-это травная роспись, роспись «под
листок». Фоновое письмо- это кудрина, роспись «под фон».
Слайд 9
Верховое письмо
Роспись «травка»
роспись под фон и кудрина
Слайд 11 Узор травка
Самые маленькие и тонкие травинки называют
– «осочки». «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима . Нажим
только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки»-это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Слайд 12 Травный орнамент
Все элементы
орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). Плавной линией ведется
«усик» слева на право, закругляем, второй «усик» проводим так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д. В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «завитки» и «кустики». На последнем этапе прописываются «осочки» и «капельки».
Слайд 13 Роспись «под листок»
Разновидностью «травного» письма является
роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета,
при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)
Слайд 14 Роспись «под фон»
Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка,
затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие
листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, - приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.
Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи « под фон». Для него
также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.
Слайд 17 «Кудрина»
- пожалуй, самая трудная по технике
выполнения роспись. Её начинают так же, как и роспись «под
фон», с нанесения контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создаётся за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи «под фон». Роспись кудрина напоминает ковер.
Слайд 19Современное состояние промысла
Угасавший в начале 20 в.
Промысел в современное время возродился; в 20-х — начале 30
х гг. мастера объединились в
артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла
и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие
центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель,
сувениры и пр.
Слайд 20Столовый набор
дерево, роспись, лак
Удалова В.А.
/с. Семино, ЗАО "Хохломской художник
Ковш
"Лебедь«
лак, дерево, роспись
/с. Семенов, ЗАО "Хохломская роспись»
Кружка, сахарница,
солонка
дерево, роспись, лак
/с. Семенов, ЗАО "Хохломская роспись
Выставки
Слайд 25Домашнее задание
стр. 86-91, вопросы