Слайд 1Первые художники Земли
Урок МХК в 9 классе
Палеолит. Пещера Альтамира. Испания
Слайд 3Периоды истории человечества и его культуры.
40 – 4 тыс. до
н.э. – каменный век
В нем различают три этапа: палеолит (40
– 12 тыс. до н. э.),мезолит (12 – 8 тыс. до н. э.), неолит (10 - 4 тыс. до н. э.).
«Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» Лукреций, римский поэт и философ.
Слайд 5Зубры. Палеолит. Композиция в пещере Ласко. Франция.
Слайд 6Сражающиеся лучники. Неолит.Кастильон, Испания.
Одна из интереснейших композиций того времени -»Сражающиеся
лучники». Прежде всего привлекает внимание динамичность сцены охоты человека на
оленей. Фигуры лучников напоминают зигзагообразные линии. Но как неповторимы их позы! Один уже пустил стрелу, и она достигла цели, значит, есть время осмотреться и приготовиться к следующему выстрелу. Другой прицеливается в мчащегося навстречу оленя. Третий, изогнувшись, уже успел несколько раз поразить животное, а четвертый решительно ринулся навстречу своей жертве. Не менее удивительны и изображения животных: их грациозные тела, запечатленные в стремительном и легком беге, изящные головы с горделиво вскинутыми вверх рогами.
Слайд 7Первобытная скульптура
Большей частью она представлена фигурками женщин, высеченными из мягкого
камня, известняка, реже из мамонтовой кости. Но почему именно женщину
изображали древние скульпторы? Многочисленные женские статуэтки, найденные в разных частях света --от стран Западной Европы до Байкала, — носили культовый характер и почитались как святыни. Палеолитические «Венеры» (так их назвали ученые) - - это обобщенный образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображения, они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине.
Слайд 8С чего начиналась архитектура?
Слайд 9Менгиры
Менгиры – это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты(от 1
до 20 м).Они устанавливались вертикально в несколько рядов. Менгиры использовались
для совершения ритуальных обрядов на месте памяти предков.
Слайд 10Дольмены.
Они представляют собой четыре вертикальных каменных блока, как крышей перекрытых
широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольменов служило местом пребывания души
умершего предка. Для «общения» ее с окружающим миром в стенах нередко делали небольшие круглые отверстия.
Слайд 11Стоунхедж – самый известный кромлех.
Слайд 12Кромлехи -
каменные плиты или столбы, образующие в плане одну
или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. По
кругу они перекрыты могучими каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд.
Самый известный кромлех - Стоунхендж (Солсбери, Великобритания), возведенный на рубеже каменного и бронзового веков, в 1900—1600 гг. до н. э. Огромные каменные глыбы доставлялись издалека, а их подъем на восьмиметровую высоту осуществлялся с помощью насыпей, следы которых сохранились до нашего времени. До сих пор это величественное архитектурное сооружение продолжает будоражить мысль ученых, которые считают его одним из удивительных достижений науки и техники древнего мира. Оно действительно уникально и не имеет аналогов.
Слайд 14Колдун
Это наскальное изображение человека – зверя, известное под названием «Колдун».
Он представлен в странной позе: его туловище расположено горизонтально, как
у зверя. Задняя часть тела и в особенности ноги вполне «человеческие», — хорошо прорисованы икры и ступни с пальцами. Однако сзади виден пышный, как у лисы, хвост. Передние конечности трудно назвать руками — скорее это звериные лапы. Особенно интересна голова «Колдуна», над которой возвышаются огромные оленьи рога, а по бокам торчат широко расставленные звериные уши. На нас в упор смотрят по-звериному дикие глаза с горящей точкой внутри, нос бородатого чудовища напоминает клюв птицы. Вероятнее всего, перед нами человек в тотемической маске, исполняющий ритуальный танец.
Слайд 15Первые рисунки
Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем
дорожим,
Он не умел слепить горшка из глины,
Боялся духов,
выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней, стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал и, умирая, шевелится,
И кровь глотает раненый бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком легким.
В. Берестов