Слайд 1 Орнаменты и бордюры
Работу выполнили
учащиеся 5 и 6 классов
МОУ «СОШ с.Клевенка»
Руководитель: Борисова А.В.,
учитель математики
Слайд 2Цель исследования:
Рассмотреть основные типы бордюров и правила построения орнамента;
Узнать, как
бордюры и орнаменты использовались в русском народном творчестве;
Научиться пользоваться различными
носителями информации для получения информации и оформления результатов самостоятельной деятельности;
Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно;
Научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию
Слайд 3 Когда появился орнамент?
Орнамент — один из
древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в
себе магический смысл. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.
Слайд 4
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические
знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому
не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.
Орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор.
Слайд 5
Древний человек наделял определенными знаками свои представления об
устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник
— горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.
Слайд 6Что такое орнамент?
Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке
или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент",
с латинского "ornamentum", означает "украшение".
Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует.
Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник.
Слайд 7Что такое бордюр?
Бордюр – это периодически повторяющийся рисунок на длинной
ленте.
На практике бордюры встречаются в разных видах. Это может быть
настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика.
Слайд 8Виды бордюров.
Рисунок бордюра получается, когда мы начинаем геометрически перемещать его
элемент. Любой бордюр может быть совмещен сам с собой параллельным
переносом.
Всего существует 7 типов бордюров
Слайд 12Бордюры и орнаменты
в русском зодчестве
Слайд 13
На Руси издревле люди старались украсить терема, церкви.
Они придумывали удивительные замысловатые орнаменты, в основном цветочные. В XVII
веке русский зодчий Степан Иванов создал свой орнамент, который назвали «Павлинье око», так как он был похож на рисунок пера павлиньего хвоста.
Геометрическая резьба по дереву - один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций.
Слайд 14Деревянные кружева
и в наше время
украшают дома в г.Мариинске
Слайд 15Они поражают нас своей неповторимой красотой и воздушностью
Слайд 16
Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам.
Например, один из
наиболее распространенных элементов розетка был связан с культом солнца. Розетки
и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы.
Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал.
Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков.
Слайд 17Дом-двор Русиновской (фрагмент), XIX в. Деревня Кондратьевская
Слайд 19Костюм новобрачной
1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд,
с. Вяземка
Слайд 20Такой костюм сохранялся в Воронежской области
как свадебный наряд до 1950-х
годов
Слайд 22Вышитые детали праздничной женской одежды
Тамбовской и Курской губерний начала
XX в
Слайд 24Женский народный костюм.
Село Сумерки,
Кадемский уезд,
Рязанская губерния,
II
половина XIX в.
Слайд 31Павлово-посадские платки, палантины и кашне.
Слайд 34
Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается
тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зелёным) тонами
и золотом по золотистому фону.
Слайд 37
Работы Шейфуллаевой Рамины,
ученицы 5 класса
Слайд 38
Работы Гергеля Александра,
ученика 5 класса
Слайд 39Работы Свиридовой Елены,
ученицы 5 класса
Слайд 40
Работы Лютиковой Юлии,
ученицы 5 класса
Слайд 41Работы Толкунова Андрея, ученика 5 класса
Слайд 42Работы Мячина Владислава,
ученика 5 класса
Слайд 43
Работы Фролова Юрия,
ученика 6 класса
Слайд 44Работа Ларионова Сергея,
ученика 5 класса
Слайд 45Работы Абдуллиной Танзили,
ученицы 6 класса
Слайд 46Ресурсы
http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/index.htm;
http://library.thinkquest.org/C0110346/ru/math/frame.htm;
http://www.m-a-t.ru/html/kult_orn.html;
http://mec.tgl.ru/pages/doom/Rabota_teach/id051_ornam.doc;
http://informatorium.info/enpage.php?fix=200716113004465
http://http://encycl.accoona.ru/
http://http:// www.goldengrail.ru
http://http:// http:// www.cat.russianbbs.ru
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева
Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений.-
М.: Дрофа,2001.
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №48/1998г.