Слайд 1ЗВУК РИСУЕТ ПРОСТРАНСТВО
Презентацию подготовил А. Ильин по материалу Е. Русиновой
Слайд 2Времена, когда кинематографисты относились к звуку враждебно, к счастью давно
прошли.
Звук стал одним из наиболее важных средств художественной выразительности
в кино, принеся на экран свою собственную информацию, увеличив общую плотность подачи материала с экрана, усложнив восприятие и создание произведений, повлияв на темп монтажа...
Слайд 3Уолт Дисней «Фантазия», 1940
Первая попытка использования пространственного звука и музыкальной
звукозаписи в кино была предпринята в 1940 году Уолтом Диснеем,
снявшим анимационный фильм «Фантазия». Впервые звук физически окружил зрителя, поместив его в пространство экранной истории
Слайд 4 а) расположения громкоговорителей (5 за экраном, и 1,
шестой в тыловой части зала) Позднее количество тыловых было увеличено,
отсюда и название тылового канала , канал окружения (Surround)
Слайд 5Кен Рассел «Листомания», 1975
В 1975 году состоялась премьера игрового фильма
«Листомания» снятого в системе с матричным кодированием Dolby Stereo, в
основе которой лежит оптическая запись звука.
Слайд 6б) 3 громкоговорителя по фронту; громкоговорители четвёртого канала – эффектов
– размещались по периметру зрительного зала. Самые низкие частоты в
каналах отделялись при помощи фильтра и поступали на низкочастотный громкоговоритель.
Слайд 7Тим Бёртон «Возвращение Бэтмэна», 1992
В 1992 г. Долби Лаборатория представила
новую систему многоканальной передачи звука Dolby Digital в фильме «Возвращение
Бэтмэна»
Слайд 8С точки зрения восприятия пространственного звука , система Dolby Digital
– большой шаг вперёд по сравнению с её предшественницей, системой
Dolby Stereo : фронтальные каналы абсолютно дискретны; благодаря этому можно точно локализовать «на экране». Левый и правый тыловые каналы окружают звуками, вовлекая зрителя в фильм, дополнительный канал сверхнизких частот добавляет накала драматическому действию, полноценно передавая низкочастотную атмосферу; создавая ощущение мощного баса, усиливает впечатление от сцен взрывов и катастроф.
Слайд 9Джордж Лукас «Звёздные войны: эпизод 1 – Призрачная угроза», 1999
Системой
Dolby Digital – Surround TX 6.1. была создана новая конфигурация
реальности, благодаря дополнительному каналу объёмного звука. Таким образом , звук получает истинную объёмность , добавляя такие новые впечатляющие эффекты ,как, например, сцены с 360 градусов панорамированием звука.
Слайд 10Жак Тати «Мой дядя»
Закадровый звук используется, главным образом, чтобы передать
атмосферу пространства повествования
Слайд 11Энтони Мингелл «Английский пациент»
Недиегетический звук может выполнять различные функции .
Например, соединять части истории воедино. Существуют так же альтернативы ,
когда диегетический и недиегетический звук работают друг против друга. В финале «Английский пациент» звук рояля из внутрикадрового становится закадровым: увеличивая реверберационный отзвук в тыловых каналах, звукорежиссёр добавляет к солирующему инструменту струнную группу. Звук рояля остаётся в центральном канале. На титрах фильма фортепиано (объёмный звук)постепенно соединяется с Венгерской песней, которая занимает центр.
Слайд 12Энтони Мингелл «Английский пациент»
В сцене обстрела звук вражеского самолёта не
просто иллюстрирует монтажные планы: он выстроен в объёмную полифоническую сцену.
В работе звукорежиссёр очень важна такая оркестровка звуков. Нужно быть предельно аккуратным со звуковыми деталями, чтобы не «утопить» зрителя в звуке, а также не «утопить» звуковые детали. Объёмный звук позволяет героям фильма путешествовать по залу. Так, в сцене крушения самолёта авария происходит прямо перед зрителями : в изображении самолёт летит на зал из глубины экрана, звук повторяет движение в изображении и уходит в канал окружения (части самолёта разлетаются в разные стороны)
Слайд 13Роман Полански «Пианист»
Иногда звук, имеющий диегетическое происхождение, может быть использован
как недиегетический. Музыка, которая начинается в диегетическом пространстве фильма, продолжается
уже в новом качестве (например переход из ресторана на улицу в фильме «Пианист»)
Слайд 14Френсис Форд Коппола «Апокалипсис сегодня»
В начале фильма главный герой спит
в гостиничном номере Сайгона. Он пробуждается и смотрит в окно.
За кадром слышен шум транспорта, свисток полицейского, автомобильные клаксоны; на оконном стекле гудит муха. Рассказчик повествует о ситуации герой думает о джунглях. Постепенно все перечисленные шумы изменяются. Полицейский свисток превращается в стрекот сверчка, автомобильные гудки в крики птиц.
Слайд 15Френсис Форд Коппола «Разговор»
Фильм снят с точки зрения героя эксперта
по прослушиванию, испытывающего угрызения совести из-за содержания плёнки, которую он
записал. Поэтому звук как объект возникает чаще , чем в других фильмах. Зритель вынужден думать о том , что герой делает и как слышит мир.
Слайд 16Стивен Спилберг «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега
Очень популярным в
кино стал эффект звучания, позволяющий источнику перемещаться в произвольном направлении.
Известный пример раннего периода, эпизод в фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», когда шипящие змеи «окружают» зрительный зал, сориентироваться в пространстве зрителю помогает объёмный звук.
Слайд 17Люк Бессон «Пятый элемент»
В сцене бегства главной героини действие развивается
в фантастическом городе будущего. Здания расположены очень близко друг к
другу. Уходя от преследователей, такси, в котором находится Лулу, быстро двигается вверх и вниз, делая крутые повороты.
Слайд 18Люк Бессон «Пятый элемент»
«Поддерживающих» его движение кадров немного, всё –
средние и крупные планы. Но человеческая память создаёт собственную картину
события. Звук способен репрезентировать пространство киноповествования, достраивая изображение в сознании зрителя., а изображение провоцирует человеческую память на воспоминании о звуках. В фильме канал сверхнизких частот передаёт гул космоса, усиливая ирреальность пространства. Хотя в космосе звука нет там вакуум.
Слайд 19Стивен Спилберг «Парк Юрского периода»
С диалогом нельзя работать, как со
звуковыми эффектами. Нужно стараться сохранить в нём динамику и разборчивость.
В фильме, подобном «Парку Юрского периода» речь не может быть громче или на том же уровне громкости, что и шаги динозавров.
Слайд 20Стивен Спилберг «Спасти рядового Райна»
Необходимо отметить, что наиболее эффектно звучат
в многоканальных системах звукопередачи перемещение звука между громкоговорителями.
Слайд 21Так в картине «Спасти рядового Райна» над зрительным залом довольно
часто «пролетают» пули, «проносятся» артиллерийские снаряды , обычно из задних
громкоговорителей, предшествуя попаданию в объекты на экране. Эти движения звука создают у зрителей ощущение того, что они находятся внутри действия , испытывая страх и чувство беззащитности, близкие тем, которые ощущают солдаты на экране.
Стивен Спилберг «Спасти рядового Райна»
Слайд 22Этого не могут сделать маленькие системы звукопередачи, например, монофоническое телевидение,
поскольку помещённые в один звуковой канал шумы будут маскировать друг
друга.
Стивен Спилберг «Спасти рядового Райна»
Слайд 23Сцены сражения сняты с точки зрения лежащих на земле солдат
Нет общих планов, только хаос сражения - как в жизни.
Война воссоздана в звуке, и зритель помещён в центр поля сражения. Этот эффект возможен только благодаря впечатляющим возможностям объёмного звука. Если бы звук не мог передать масштаб, расположение объектов и эмоции, переживаемые солдатами, оператору пришлось бы снимать больше планов.
Стивен Спилберг «Спасти рядового Райна»
Слайд 24Авторы тщательно подбирали звуки по тембру и ритму; им пришлось
пространственно разделить и артикулировать шумы. Звуки в этом фильме настолько
реалистичны, что ветераны отличали очереди немецких автоматов «Шмайссер» от выстрелов американских винтовок того времени, не говоря уже о взрывах различных снарядов, бомб и гранат, звуков американских автомобилей «виллисов» и немецких «оппелей»
Стивен Спилберг «Спасти рядового Райна»
Слайд 25Шестиканальная звуковая система позволяет воспринимать пространство зрительного зала как сферу,
в прямом и переносном смысле «окружая зал звуком».
Слайд 26Роб Маршал «Чикаго»
Точно сделанная – не просто талантливая, но нужная
– музыка наделяет картину необыкновенно мощным воздействием на зрителя. Фильм
«Чикаго» начинается с тишины. В следующем кадре в изображении появляется оркестр, звук которого вырастает из солирующего саксофона. Звукорежиссёр позиционирует саксофон по центру, а в момент прибавления остальных инструментов разворачивает звучание оркестра до ширины экрана; духовая группа звучит из стен (слева и справа от зрителя). Камера перемещается за героиней закулисье, и звук оркестра «переезжает» слегка в сторону, как бы «оставаясь на сцене».
Слайд 27Питер Джексон «Властелин колец: Братство кольца»
В фильме есть много сцен,
на протяжении которых музыка работает очень активно и аранжирована с
учётом возможностей многоканальной системой звукопередачи. Инструменты и голоса распределены между каналами, составляя единое звуковое поле.
Слайд 28Довольно частый приём – в современном кино струнные инструменты звучат
во фронтальных каналах, а хор в тыловых. Переход из сцены
в сцену происходит через громкий звук. Сегодня можно не только показать перспективу удаления звука, но и дать чёткое направление движения объекта, определив, где объект находится.
Питер Джексон «Властелин колец: Братство кольца»
Слайд 29Хоббит бегает по соседним комнатам, и зрители слышат только звук
его перемещения, получив вначале эпизода представление о расположении комнат в
доме. В кадре показаны действия другого героя. Когда раздаётся стук в дверь, зрители точно знают, где эта дверь расположена, но сначала слышат звук, а потом видят происходящее.
Питер Джексон «Властелин колец: Братство кольца»
Слайд 30Клод Нуридзани и Мари Перенн «Микрокосмос»
Объёмный звук часто используется для
перехода из одного времени в другое, ухода в другую реальность
или для того чтобы подчеркнуть состояние героев. Авторы фильма «Микрокосмос» позволяют зрителям разглядеть жизнь обитателей лугов и водоёмов, перенося действие в параллельный мир, где работают иные физические законы, он полон неведомых звуков. Увеличение размеров насекомых требует того, чтобы и звук картины был преувеличен. Для соразмерности с изображением.
Слайд 31Йозеф Вильсмайер «Спящий брат»
В фильме «Спящий брат» герой слышит не
так как все остальные люди. Необычность его слуха выражена в
фильме видоизменённым звуком – в одной из своих фантазий он попадает внутрь большого церковного органа.
Слайд 32Ларс фон Триер «Танцующая в темноте»
В фильме «Танцующая в темноте»
объёмный звук тоже использован только для передачи внутреннего мира грёз
и переживаний главной героини. Реальность представлена обычным стерео. В сцене на заводе звук представлен только во фронтальных каналах. Когда героиня отрывается от работы и предаётся мечтам, появляется пространственный звук , и организованные в ритм шумы становятся основой для музыки. С появлением в изображении подруги героини звук возвращается в обычное стерео.
Слайд 33Ларс фон Триер «Рассекая волны»
В фильме «Рассекая волны» объёмный звук
используется только в моменты крайней драматургической необходимости – для большей
выразительности. Документальность, аскетизм в использовании дополнительных средств выразительности усиливает воздействие финала картины. Сначала в тыловых каналах слышен звук колокола (во фронте синхронный звук открываемой двери); потом зритель видит колокол в кадре.
Слайд 34Изображение сопровождается мощным звуком, повисающим над зрительным залом (как основные,
использованы левый фронтальный и правый тыловой каналы). На финальных титрах
звучит орган, расположенный за спинами слушателей - как в церкви. Необходимо напомнить, что существующие ранее звуковые системы звукопередачи не давали возможности авторам точно позиционировать источники звуков по сторонам, за спиной и над головами зрителей. Только с приходом объёмного звука появилась возможность выхода экранного пространства в зрительный зал.
Ларс фон Триер «Рассекая волны»
Слайд 35Технология – всего лишь инструмент в руках творческих людей.
Звук формирует
изображение, как и изображение формирует звук.