Огюст и Эжен Мане, родители художника, Мане, 1860, музей Орсе, Париж
Биография
Путешествие в Бразилию
В 1848 году, после окончания учёбы, молодой Мане столкнулся с решительным протестом отца против своих планов стать художником. Своего рода компромисс был найден, когда Мане решил поступать в мореходную школу в 1847, однако, с треском провалил вступительные экзамены (сказалась общая малообразованность Мане). Тем не менее, ему в качестве подготовки к повторным экзаменам было позволено отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».
Во время путешествия парусник, в частности, посетил Бразилию. Экзотика и богатство красок тропических стран лишь усилили желание Мане обучаться живописному искусству — из поездки Эдуар привез большое количество рисунков, набросков и этюдов. В качестве моделей он часто использовал членов команды.
От этого путешествия остались многочисленные письма Мане к родственникам, в которых он описал свои впечатления от карнавала в Рио и экзотическую красоту бразильских женщин. С другой стороны, он критическим взглядом оценивал рабство и возможную реставрацию монархии во Франции. Последующие работы Мане на одну десятую часть состоят из морских пейзажей, и в этом не последнюю роль сыграло его морское путешествие в Бразилию.
Становление
Мадам Мане (Сюзанна Леенхоф) на голубом диване, Лувр, Париж.
Последние годы
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В декабре 1881 года по рекомендации Антонена Пруста, друга детства художника и нового министра культуры, Мане был награждён орденом Почётного легиона.
Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно «Бар „Фоли-Бержер“», которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году. В эти годы Мане наконец получает признание своего таланта — даже со стороны, тех, кто всю жизнь с ним боролся. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. 19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии. На похороны великого творца собрался весь артистический Париж.
Франко-прусская война
На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Имперский режим рухнул ранней осенью 1870 года, во Франции была объявлена республика, но военные действия шли с прежним размахом. Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Сам же художник, вполне разделяя судьбу своих соотечественников, вместе со многими коллегами по цеху вступает в армию и участвует в защите Парижа. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. В феврале 1871 года он покидает Париж, и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства. Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать — так, в Бордо, он пишет пейзаж порта. Через некоторое время, после объявления Парижской коммуны, Мане был включен в подготовительный совет вновь созданной Федерации художников, однако сам он был далёк от политики. Серьёзные потрясения и невзгоды заставили живописца сделать перерыв в своём творчестве почти на год.
После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock»), и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Самостоятельные совместные выставки ничего, кроме порицания публики и издевательств критики не принесли. Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения).
Э. Мане. Белые пионы. 1864 г. Лувр, Париж.
Э. Мане. Расстрел императора Мексики Максимилиана. 1867 г., Кунстхалле, Мангейм.
«Олимпия», 1863, Музей Орсе, Париж
В 1879 г. Камилла умирает от туберкулёза. В 1892 г. Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Ещё до этого Алиса помогает художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1883 г. Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Алиса умерла в 1911 г. Художник пережил и своего старшего сына, Жана, умершего в 1914 г.
В начале 1920-х у Моне развивается катаракта, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище.
В честь Моне назван кратер на Меркурии.
Английская писательница Ева Файджес в своем романе "Свет" описывает один день из жизни Клода Моне - от рассвета до заката.
«Красные лодки в Аржантей», 1872г., частная коллекция
«Лягушатник», 1869 г., музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
«Женщины в саду», 1866-1867 г., Музей Орсе, Париж, Франция
«Пляж в Пурвиле», 1882 г., Национальный музей Польши, Познань, Польша
Произведения
Меню
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть