Слайд 1Федотов
Павел Андреевич
(1815 – 1852)
…Эта
крупинка была чистое золото
и принесла потом великие плоды
В.В.Стасов
Презентацию к уроку МХК, 11 класс
выполнила учитель МХК Павлова Т.Г.,
МАОУ СОШ № 20, г. Первоуральск
Слайд 2Федотов Павел Андреевич
высоко талантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра
в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских
времен, родился в Москве 22 июня 1815 г.
Слайд 3Федотов Павел Андреевич
1826 г. (11 лет) - воспитанник 1 московского
кадетского корпуса
1830 г. (15 лет) - унтер-офицер
1833 г. (18 лет)
- фельдфебель
1833г. окончил курс первым учеником (имя внесено на почетную мраморную доску в актовом зале корпуса)
Слайд 4«Встреча великого князя»
окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие
«Освящение знамен
в Зимнем Дворце, обновленном после пожара»
предоставить рисующему офицеру добровольное
право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц
Слайд 5В 1844 году (29 лет) Федотов выходит в отставку и
решает осуществить свою мечту: стать профессиональным художником
Слайд 6«Свежий кавалер»,
или «Утро
чиновника,
получившего
первый крест»,
1848 г, ГТГ,
Москва
Слайд 7 Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что
захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет.
Злость, чванство,
вконец опошлившаяся жизнь - все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди.
Слайд 8В первой картине Федотов
только пробовал себя в
масляной живописи.
Вводя цвет, он скорее
раскрашивал отдельные
предметы, чем объединял
их в гармоничную
цветовую композицию.
Слайд 9Разборчивая невеста, 1847, ГТГ
Слайд 10Сватовство майора. 1848 г, ГТГ, Москва
Слайд 11 Объект критики-
мораль людей
различных сословий,
людей, превращающих
брак в средство
наживы, в сделку.
В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. «Это была снова трагедия, - писал В. В. Стасов, - грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы».
Слайд 12«Живопись требует добросовестности.
Слайд 13Завтрак аристократа
1849 – 1859 гг.
ГТГ
Слайд 14«Не впору гость»,
«На брюхе – шелк,
а в брюхе
– щелк»
Слайд 15К концу 40-х годов Федотов - зрелый мастер, художник со
сложившимся мировоззрением, индивидуальным творческим лицом.
Он работал лихорадочно быстро. Замыслы будущих картин возникали у него один за другим, но не всем из них было суждено осуществиться. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника.
Слайд 16Портрет
Н. П. Жданович 1849, ГРМ
Слайд 18«Анкор, еще анкор!» 1850-1851, ГТГ
Слайд 19«Анкор, еще анкор!» - вершина творческого развития художника, один из
шедевров русской реалистической живописи XIX века.
Такие люди «убивают время,
пока время не добьет их»
Слайд 20Игроки. 1852, Гос. музей русского искусства, Киев
Слайд 21Два направления в произведениях П.Федотова. Работы, относящиеся к первому направлению,
ограничиваются рисунками и эскизными набросками. В них Федотов, еще плохо
владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставлять на показ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или темные стороны современных ему русских нравов. Преобладающий элемент этих работ - карикатура.
Слайд 24 Характер произведений второго направления менее изыскан, при этом типичность
изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц возрастает.
Художник все сильнее и сильнее укрепляется в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но, подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям.
Слайд 25Имя П.А.Федотова
осталось на веки одним
из самых славных имен
в истории русского
искусства. Он открыл
новую, еще никем до него
не тронутую в нашей
живописи тему сатиры, первый из всех художников показал пример удачной ее разработки и оставил ее в наследство возникшим после него талантам.
Слайд 26 «Федотов умер, - писал В. В. Стасов, -
произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства,
каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды»