Слайд 1
Презентация к уроку МХК
в 8 (11) классе
«Романтическая битва:
Эжен
Делакруа»
Автор:
Колесникова Лариса Васильевна,
преподаватель фортепиано и МХК
МАУДО ДШИ Северск
Томской области
2015
Слайд 2
Цель: ознакомление с творчеством художников-романтиков во Франции первой половины XIX
века.
Задачи:
1. Сформировать представление о достижениях романтизма в изобразительном
искусстве первой половины XIX века.
2. Научить ориентироваться в стилевых особенностях живописи данного периода.
3. Уметь описать и анализировать памятники искусства.
4. Расширить представление о борьбе романтизма с академической школой живописи.
5. Познакомить с творчеством Эжена Делакруа.
6. Уметь выразить свое отношение к произведениям искусства.
7. Воспитать ценностное отношение к художественным произведениям.
8. Показать неразрывные связи между прошлым, настоящим и будущим в памятниках культуры и искусства.
9. Определить место завоеваний художников-романтиков в общем процессе развития мировой художественной культуры.
Слайд 3«Живопись... мост, переброшенный от души художника к душе зрителя...»
Эжен Делакруа
«Делакруа несет в голове солнце, а в сердце бурю»
Шарль Бодлер
Слайд 4Вопросы для повторения
1. Какое направление сложилось в искусстве начала XIX
века, о котором мы говорили на прошлом уроке?
2. Что
такое романтизм?
3. Можно ли назвать романтизм стилем?
4. Каких представителей романтизма в литературе вы знаете?
5. Что было характерно для мировосприятия романтиков?
6. Что нового внес Теодор Жерико?
Обращение к событиям современности;
необычные душевные состояния;
изображение безобразных сторон жизни,
а не внешне красивого;
его живопись вызывает чувства у зрителя!
Слайд 5
Эжен Делакруа
(1798-1863)
Он открывал новые пути в искусстве и затрагивал темы,
волнующие общество. Каждая его картина становилась событием Салона, вызывая ярость
у консервативно настроенных критиков и восторг у тех, кто искал в искусстве новизны. Сопричастность великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило драматический накал его произведений, сделало его ярким представителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве.
Слайд 6Салон 1822 года
«Пусть публика увидит сам Ад и содрогнется от
тревоги за свою судьбу, погрязшую в деньгах и подлости. Может,
они узнают себя в корчащихся грешниках»(Э. Делакруа).
Ладья Данте
Слайд 7Оппозиция Давиду и Энгру придали романтизму патетику. Романтический колорит был
возбужденным и неистовым, рисунок экспрессивен, а цветовые пятна контрастны. Романтики
тяготились повседневностью, а потому давали волю своему воображению. Академисты критиковали их за смелую композицию. Борьба мировоззрений в живописи длилась почти полстолетия.
Романтическая битва
Слайд 8Салон 1855 года
«Вот уже 30 лет я отдаю себя на
растерзание диким зверям».
«Мне нет дела до того, насколько правильно написана
моя картина. Я чувствую, как во мне закипают мысли, как они рвутся наружу, причудливо переплетаясь и тысячу раз меняясь прежде, чем достигнут цели, к которой я стремлюсь... Внутри меня возникает какой-то водоворот, и его необходимо успокоить. Но это невозможно сделать, пока я корчусь, словно змея в кольцах удава... И я берусь за кисти...»
Э. Делакруа
Слайд 9«Вот уже 30 лет я отдаю себя на растерзание диким
зверям».
Почему Делакруа так сказал о себе и своем творчестве?
Проблемный вопрос
Слайд 10«Он единственный соединил в себе столько дарований: у Рембрандта взял
проникновение и ощущение тайны; у Рубенса - гармонию и нарядность;
у Веронезе - волшебство цвета, а помимо всего прочего обладал новым, невыразимым в словах, но выразившим тоску и жар нашего века» (Шарль Бодлер).
Сторонники и противники
Слайд 13
Резня на острове Хиос (фрагмент)
Тема Свободы - центральная тема
в
его творчестве
Население острова Хиос составляло 120 тысяч человек. Около
25 тысяч человек были убиты турками, около 45 тысяч — проданы в рабство. Более чем 20 тысячам удалось бежать с острова. К лету 1822 года на острове осталось около 2 тысяч жителей.
Слайд 14
Резня
на Хиосе
Объясните две точки зрения.
Стендаль: «Мы стоим на
пороге революции в искусстве».
Тьер: «Знаем мы этих романтиков! Сегодня
он романтик, а завтра революционер!».
Слайд 15
Греция на развалинах Миссолунги
О Греция, восстань!
Сиянье древней славы
Борцов зовет на брань,
На подвиг величавый.
С презреньем сбросьте,
греки,
Турецкое ярмо,
Кровью вражеской навеки
Смойте рабское клеймо!
Дж. Байрон
Слайд 16Свобода, ведущая народ
(Свобода на баррикадах)
Марсельеза
Обращение к современности — важная
тема романтизма.
Революция 1830 года. Грандиозный репортаж с места событий.
Аллегория Свободы с трехцветным знаменем ведет за собой толпу восставших. В студенте с ружьем в руках художник оставил нам свой портрет. Все образы, взятые из жизни, стали символами революционных сил.
Названия
одной картины
Слайд 18Экзотика Востока
В Марокко Делакруа сделал сотни набросков, впечатления, полученные в
путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения и способствовали расцвету его
колористического дара.
Арабский всадник, сражающийся со львом. 1850
Охота на львов. Фрагмент. 1860-1861
Слайд 20Араб, седлающий скакуна
Лев, пожирающий кролика
Молодой тигр, играющий с матерью
Слайд 22
Энгр. Зевс и Фетида
Энгр. Обет Людовика XIII
Сравните мир образов классицизма
и романтизма
Слайд 23
Страстное, взволнованное искусство Делакруа потребовало новых выразительных средств:
цвет имеет
эмоциональную выразительность, подчеркнутую богатством рефлексов, контрасты дополнительных тонов словно воспламеняют
красочный слой, созданный темпераментным движением кисти;
свободная, пронизанная динамическими ритмами композиция;
энергичный и экспрессивный рисунок.
Христос на Генисаретском озере
Слайд 24Родство живописи и музыки
Портрет Ф. Шопена
Портрет Жорж Санд
Слайд 25
Портрет Н. Паганини
Главное завоевание романтической музыки проявилось в тонком и
глубоком выражении внутреннего мира человека, его душевных переживаний. Романтики не
столько утверждали цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали движение к цели, которая постоянно ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений.
Слайд 26Ференц Лист прожил долгую - 75 лет - жизнь. Он
стал первым музыкантом, который давал сольные концерты (называл их «музыкальными
монологами»). После концертов его часто с триумфом несли на руках по улицам, а он бросал в толпу золотые монеты. Он поклялся сделать столько же для фортепьяно, сколько Паганини сделал для скрипки. Лист выдерживал золотую середину между вниманием к вкусам публики и стремлением к высокой ценности искусства.
Вся жизнь Листа – работа, сочинение музыки и гастроли. Два раза он побывал в России.
Слайд 27Ведущим принципом романтизма в музыкальном искусстве становится противопоставление обыденности и
мечты, создаваемого творческим воображением художника. Вклад композиторов-романтиков огромен в развитие
симфонии, оперы, балета.
Слайд 28В истории музыкального театра балет «Сильфида» занимает особое место. Премьера состоялась
12 марта 1832 года на сцене Гранд Опера в Париже, ознаменовала
начало блистательной эпохи балетного искусства - эпохи романтизма. Балет открыл перед искусством новые горизонты. Ведущая тема романтизма - разлад мечты и действительности — получила на сцене впечатляющую наглядность. Сюжет балета навеян шотландскими легендами. Его источник - романтическая повесть Ш. Нордье «Трильби».
Слайд 29В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году
художника избрали в городской совет Парижа, в 1855-м наградили орденом
Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки.
Признание заслуг художника
Слайд 30
Оформление плафона в галерее Аполлона в Лувре (1850), капелла Ангелов
в Сен-Сюльписе («Битва Иакова с Ангелом» и «Изгнание Илиодора»).
Монументальное творчество
Слайд 31Первой монументальной работой стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833—1847).
После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840—1847) и
росписью потолков в Лувре (1850—1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849—1861).
Слайд 32Генри Фонтен-Латур написал групповой портрет, который он назвал «Hommage a
Delacroix», что в переводе означает: «Слава Делакруа», «В честь Делакруа»,
«Апофеоз Делакруа», так как во французском слове «hommage» есть и дань уважения, и выражение признательности. Картина стала документом эпохи, манифестом романтизма и новаторства. На полотне изображены единомышленники великого и мятежного Делакруа.
«В честь Делакруа»
Слайд 33
Музыка, литература и живопись – гордость романтического искусства Франции. Шатобриан,
Ламартин, Гюго, Стендаль, Мюссе, Флобер, Готье, Шопен, Гуно, Лист, Сен-Санс,
Берлиоз, Жерико и Делакруа – эти имена навечно вписаны в историю французского романтизма.
Слайд 34В начале века перед полотнами Делакруа в Лувре подолгу простаивал
молодой человек, которого запомнили все служители музея. Его звали Пабло
Пикассо.
Слайд 35Последний мастер, воспитанный на традициях ренессансных мастеров и первый художник
нового времени.
Творческое наследие - 1000 живописных полотен, 7000 рисунков,
1500 акварелей, 6 циклов монументальных росписей.
Слайд 36Куда ведут пути, намеченные в творчестве Делакруа?
Широта охвата явлений
действительности — к реализму
Передача впечатлений и новая живописная техника —
к импрессионизму
Свободное выражение чувства с помощью цвета — к постимпрессионизму и экспрессионизму XX века
Сложные ракурсы, движение - путь к кубизму («Алжирские женщины» и «Авиньонские девицы» П. Пикассо)
Слайд 38
Список литературы
1. Дмитриева Н. А. Краткая история искусства, в. 3.
- М.: Искусство, 1981.
2. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское
искусство. - М.: Высшая школа, 1983. - 317 с.
3. Калитина Н. Н. Французское искусство конца XVIII - ХХ вв. - Л.: изд-во Ленинградского университета, 1990. - 278 с.
4. Кожина Е. А. Романтическая битва. - Л.: Искусство, 1969.
Ссылки на изображения:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/4146/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.krugosvet.ru/images/1005025_5025_401.jpg
http://i.livelib.ru/boocover/1000440773/l/9542/.jpg
http://www.xrest.ru/images/collection/00322/045/original_mirror.jpg
http://www.bibliotekar.ru/Kdelakrua/12.htm
http://smallbay.ru/gericault.html
http://allpainters.ru/zheriko-teodor.html
http://biography.sgu.ru/art1.php?art=2242
http://web-holl.ru/index/zheriko_teodor/0-1455
http://larevolution.ru/uploads/posts/2012-11/1351841428_teatralnoe-iskusstvo-vo-francii-xvii-veka.jpg
http://wnature.net/pictures/2014/06/1410/rychashhaya-lvitsa.jpg
http://knap.ucoz.ru/_si/0/80739310.gif
http://echo.msk.ru/files/895418.jpg
http://gruziloff.ru/file/palitra.gif
Слайд 39
http://www.bibliotekar.ru/Kdelakrua/12.htm
http://smallbay.ru/gericault.html
http://biography.sgu.ru/art1.php?art=2242
http://web-holl.ru/index/zheriko_teodor/0-1455
http://uploads8.wikipaintings.org/images/jean-auguste-dominique-ingres/the-vow-of-louis-xiii-1824.jpg
http://s43.radikal.ru/i102/0903/79/4ba88ba32717.jpg
http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post241362120/
http://delakrua.ru/diary/
http://ngasanova.livejournal.com/994493.html?thread=2228669
http://astro7.ru/online-journal/files/2013/07/notes_1373892166.jpg
http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/page,4,10118-ezhen-delakrua-xixe-eugene-delacroix-190-rabot.html
http://eng4kids1674.blogspot.ru/2013/02/colours.html
http://bestforum.7bk.ru/viewtopic.php?id=5109
http://www.1tvnet.ru/images/lena_03/feb/08.02.27.jpg
http://www.wikiart.org/ru/pablo-picasso/algerian-women-delacroix-1955
http://selfire.com/wp-content/uploads/2011/04/2.jpg
http://musicstyle.ru/klassicheskie-muzykalnye-proizvedeniy/muzykalnye-proizvedeniya-v-epohu-romantizma.html
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-50698/
http://www.equestrian.ru/photos/user_photo/2009/9caa19f3.jpg
http://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/119/118830/118830_html_m3135fffc.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/5402/39663434.580/0_9875d_9c81aeb5_XL.png
http://chudesamag.ru/wp-content/uploads/2015/03/Chopin_Sand_by_Delacroix.jpg
Автор шаблона: Горяйнова Екатерина, http://pedsovet.su/load/385-1-0-26582