Слайд 1ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
ИСКУССТВО МЕСОПОТАМИИ
Слайд 2 Известные науке древние цивилизации возникли за 4 тыс.
лет до н. э. Это прежде всего Древний Восток -
Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Египет.
Слайд 4 Плодородная равнина Тигра и Евфрата стала называться Месопотамией
(«месос» - середина, «потамос» - река, греч.), что означает Междуречье.
На современной карте вы нет этого названия. Сегодня здесь находится арабское государство Ирак со столицей Багдад.
Слайд 5Исторические этапы развития Междуречья
IV тысячелетие до н. э. - время
распада первобытнообщинного строя.
III тысячелетие до н. э. - образование Шумеро-Аккадского
царства.
- 27-25-й вв. до н. э. - возвышение шумерских городов-государств.
- 24-23-й вв. до н. э. - власть переходит к городу Двуречья - Аккаду.
- 23-21-й вв. до н. э. - новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша.
Слайд 6II тысячелетие до н. э. - возвышение Вавилона. 19-12-й вв.
до н. э. - объединение Месопотамии под властью Вавилона.
I тысячелетие
до н. э.:
- 9-7-й вв. до н. э. - усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном.
- 7-6-й вв. до н. э. - новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство.
- 536 г. до н. э. - завоевание Вавилона Киром, царем Ирана.
- 4-2-й вв. до и. э. - господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.
Слайд 7ДОСТИЖЕНИЯ НАРОДОВ МЕСОПОТАМИИ
знали точное время;
умели ориентировать стены городов и башен
на 4 стороны света, точно выверяя горизонтали оснований;
возводили первые
в мире «небоскребы» (Вавилонская башня);
соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат;
составили солнечные и лунные календари;
заложили основы медицинских знаний;
установили 7-дневную систему;
в начале III тыс. до н. э. появились первые числовые символы (умели пользоваться поразительно большими числами).
изобрели письменность, которая позволила прочесть историю Древней Месопотамии.
Слайд 8РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ
Слайд 9СТАТУЭТКА ЭБИХ-ИЛЯ ИЗ МАРИ. АЛЕБАСТР. СЕРЕДИНА III ТЫС. ДО Н.
Э. ПАРИЖ, ЛУВР
Слайд 10 Статуэтки- адоранты (от лат. adore - «поклоняться») изображают
молящихся людей. Они должны были обращаться к богам (от имени
того, кого изображала данная статуэтка) и уверять их в своей преданности.
Слайд 11ЛИТЕРАТУРА И ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Слайд 12создание первых клинописных книг (первая в мире библиотека ассирийского царя
Ашшурбанипала);
месопотамская литература включает в себя эпические поэмы, сказки, собрания пословиц,
авторские произведения;
самая древняя эпическая поэма «Эпос о Гильгамеше»
Слайд 13РЕЛЬЕФ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЭТОГО МИФИЧЕСКОГО ГЕРОЯ МЕЖДУРЕЧЬЯ СЕЙЧАС ХРАНИТСЯ В
ПАРИЖЕ В ЛУВРЕ.
Слайд 14КУЛЬТУРА ШУМЕРО-АККАДСКОГО ЦАРСТВА
У шумеров было множество богов. Каждому
из богов строился храм. Самые древние из известных храмов шумеров
посвящены богине Инанне (Иштар) и богу Ану. Это «белый храм» и «красный храм» в Уруке, названные по окраске стен.
Слайд 15
ГОЛОВА БОГИНИ ИЗ «БЕЛОГО ХРАМА» В УРУКЕ. МРАМОР. III ТЫС.
ДО Н. Э. БАГДАД,
ИРАКСКИЙ МУЗЕЙ
Слайд 16ПОРТРЕТНАЯ ГОЛОВА САРГОНА ДРЕВНЕГО. МЕДЬ. ХХIII-ХХII ВВ. ДО Н. Э.
БАГДАД, ИРАКСКИЙ МУЗЕЙ
Слайд 17ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ ОБРАЗЦОВ АККАДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПОБЕДНАЯ СТЕЛА ЦАРЯ
НАРАМ-СИНА.
Слайд 18
В III ТЫС. ДО Н. Э. В ЦАРСТВЕ ШУМЕРА И
АККАДА СЛОЖИЛСЯ ГЛАВНЫЙ ТИП ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ МЕЖДУРЕЧЬЯ - ЗИККУРАТ.
Слайд 19
Зиккурат - это ступенчатая храмовая башня,
состоящая из нескольких убывающих кверху трапециевидных платформ, сложенных из кирпича-сырца.
На вершине - святилище; на фасаде - три крутые лестницы.
Слайд 20ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ШУМЕРО-АККАДСКОЙ КУЛЬТУРЫ:
1) культовое, в котором складывается особый тип
храмовой архитектуры - зиккурат и появляются связанные с ним храмовые
принадлежности - адоранты.
2) светское проявилось прежде всего в декоративно-прикладном искусстве (глиптике - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях ) и в скульптуре (посвятительные стелы с запечатленными на них подвигами царей и портретные статуи правителей).
Слайд 22 Своего расцвета Вавилон достиг при правлении Хаммурапи -
одного из величайших политиков древности.
Время Хаммурапи оставило
удивительный памятник искусства - диоритовый столб, украшенный рельефами - клинописным сводом законов. Свод законов Хаммурапи охватывал все аспекты жизни вавилонского общества, как религиозные, так и гражданские.
Слайд 23Стела Хаммурапи из Суз. Диорит. XVIII в. до н. э.
Берлин, Государственный музей
Слайд 24 Ассирийское искусство было исполнено пафосом силы, прославляло мощь,
победы и завоевания властителей. Оно носило не культовый характер, как
в Шумере, а светский. Здесь строились преимущественно дворцы.
Главное достижение вавилонских и, соответственно, ассирийских архитекторов - изобретение арки и свода (впоследствии они были положены в основу всего строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы).
Слайд 25В АССИРИИ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ТИП ГОРОДА - ГОРОД-КРЕПОСТЬ С ЕДИНОЙ
ПЛАНИРОВКОЙ. В ОСНОВЕ АРХИТЕКТУРЫ ТАКОГО ГОРОДА ЛЕЖИТ КИРПИЧНАЯ СТЕНА.
Слайд 26ДЛЯ ГОРОДСКОЙ ПЛАНИРОВКИ ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЧЕРТЫ:
1) наличие цитадели; в ней
находятся дворец и храм (цитадель - укрепленная часть города);
2) расположение
цитадели у стены;
3) прямоугольная форма укреплений.
Слайд 27ШЕДУ ИЗ ДВОРЦА САРГОНА II В ДУР-ШАРРУКИНЕ. ПЕСЧАНИК. XVIII В.
ДО Н. Э.
БЕРЛИН, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
Слайд 28ОСОБЕННОСТИ АССИРО-ВАВИЛОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В развитии ассиро-вавилонской культуры доминирует не
культовая, а светская линия. Это проявилось в строительстве великолепных городов
с роскошными храмами и дворцами, украшенными рельефами. Искусство призвано было прославлять победы и богатства властителей, увековечивать имена царей.