Слайд 4Рококо зародилось в XVII веке, а превратилось в господствующий стиль
в XVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в
нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса.
Рококо — порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии.
Слайд 5 Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (буквально: украшение
из раковин), появился в конце XVIII века.
Слайд 6
Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — игривое,
насмешливое, вычурное, дразнящее чувство.
Слайд 7
Сюжеты — только любовные, эротические, любимые героини —
нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты».
Слайд 8 Для рококо характерен уход от жизни в мир
фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура
и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены.
Слайд 9Статуэтки и бюсты предназначены для убранства интерьера.
Слайд 11Антуан Ватто
Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684—1721). Им
создано около 300 картин и рисунков. В бытовых и театральных
сценах, галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душевных состояний. Его картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез.
Слайд 16Франсуа Буше
Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше
(1703—1770). Сын орнаментщика и торговца эстампами, он сделал блестящую карьеру,
стал «первым художником короля», директором Академии.
Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов.
Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.
Слайд 21Жан Фрагонар
Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (1732–1806), французский живописец и график.
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании
лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
Его произведения, исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (“Качели”, 1766, “Праздник в Сен-Клу”, 1775, “Поцелуй украдкой”).
. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму, игру света.
Слайд 26Никола Ланкре
Ланкре (Lancret) Никола (22.1.1690, Париж, - 14.9.1743, там же),
французский живописец, представитель искусства рококо.
Испытал сильное влияние А. Ватто,"мастер
галантных сюжетов".
Ланкре писал в духе рококо “галантные сцены” (“Галантная беседа”, пейзажи, жанровые и театральные композиции (“Кухарка”, портреты (“Танцовщица Камарго”)
Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются, их можно объединить в несколько групп. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа "Компания в парке", "Пастораль", "Купание", "Ловцы птиц".
Слайд 28Мода рококо
Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и
намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.
Даже для самого костюма
рококо характерен орнамент с мотивом этой самой раковины. В этот период полностью меняется цветовая гамма, появляются ткани пастельных тонов – белого, голубого, розового. Платья шьют из атласа и сатина.
Слайд 29Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту
эпоху произошло максимальное прилижение мужской моды к типично-женским образцам. (Некоторые
исследователи даже называют XVIII век — «веком женщин»). Идеал мужчины — утончённый придворный, франт.
Слайд 30Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие
бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменнным на
протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки , создающие эффет «перевёрнутой рюмочки».
Слайд 32Женская причёска (см. подробно —претерпела значительные изменения.
Так, в 1720 Так,
в 1720—1760 Так, в 1720—1760-х годах (после того, как фонтанж
окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.
Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта.
Слайд 33После того, как Людовик XIV — главный законодатель европейских мод
— положительно оценил маленькую, скромную причёску герцогини Шрусбери, в моду
вошла простая, слегка припудренная куафюра (причёска), украшенная букетиками или кружевной наколкой. Эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденщией века рококо.
Слайд 34
Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа, Шардена все
до единой причёсаны скромно и элегантно, — будь то роскошная
маркиза де Помпадур, добродетельная Мария-Терезия или юная Фике из Цербста. Названия этих причёсок также сохранились —«бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка».
Слайд 36Однако с середины 70-х годов прослеживается иная тенденция: причёска снова
принялась «расти» вверх. И опять куафюра начала превращаться в сложное
сооружение (как в эпоху фонтанжа). В ход шли не только собственные волосы, но и накладные. А также — ленты, драгоценности, ткани, цветы, плоды.
Слайд 37Есть мнение, что тон в моде задавала новая фаворитка Людовика
XV — Мари — Жанетта Бекю, графиня Дюбарри, — девушка
из народа, которую король в одночасье возвысил до себя. Помимо графини Дюбарри, моду диктовала, разумеется, молоденькая дофина Мария-Антуанетта. Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов.
Слайд 38Прически становятся особенно сложными. На изготовление модной прически «куафюры»- уходило
по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности на
несколько дней.
.
Слайд 39Прически делали следующим образом. Волосы расчесывали, на макушку ставили легкий
каркас, на который поднимали и крепили волосы, далее их завивали,
пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружева
Слайд 40Иногда на голову водружалась целая корзина с плодами или даже
макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была
масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.
Слайд 44Если время правления Людовика XIV, в основном, может быть охарактеризовано,
как «эпоха париков», то в XVIII столетии вновь возвращается мода
на причёски из собственных волос, хотя и парики остаются, по-прежнему, популярны. Молодые люди предпочитают не отягощать себя тяжёлыми и довольно тёплыми париками.
Слайд 45Как для париков, так и для волос существовала пудра. Пудра
была различных цветов и оттенков — от белой до нежно-розовой
и бледно-голубой. В моду входит небольшая, относительно простая и даже демократичная причёска «а-ля Катогэн»: подвитые волосы зачёсывались назад, завязывались на затылке в хвостик чёрной лентой. Эту причёску часто носили в армии и на флоте. Некоторые модники прятали этот хвостик в своеобразный футляр из чёрного бархата.
Слайд 46Эпоха рококо принесла моду на бледные, маловыразительные (по сравнению с
эпохой барокко) цвета: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой.
Если в эпоху
барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо — это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати.
Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски.
Слайд 47Архитектура рококо
С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль второй половины
17 в. сменился новым художественным направлением - красочно-нарядным, изысканным рококо.
В это время строительство из Версаля было окончательно перенесено в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы.
Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму.
На смену усадебному замку 17 века пришел городской дом, отель - утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших ростовщиков.
Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки...
Слайд 50Интерьер стиля рококо
Стиль Рококо, , просуществовавший довольно незначительное время, тем не
менее тоже внес свою лепту в интерьерную живопись.
Росписи
стали воздушнее, деликатнее. Появилась ярко выраженная "женская тема" - цветы, гирлянды, "путти"-ангелочки. Наиболее характерный образец - дворец Ротшильдов во Франции.
Слайд 52Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой,
декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией
дополняли впечатление праздника.
Слайд 54Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве
— в мебели, посуде, бронзе, фарфоре
Слайд 55Музыка стиля рококо
Франсуа Куперен
Слайд 56
Французский композитор. Происходил из семьи известных французских музыкантов, которая процветала
на протяжении 17–18 вв. Франсуа Куперен, которого потом прозвали «le
grand» - «великий», стал в 1685 органистом церкви св. Гервасия в Париже (этот пост он занимал до самой смерти), а через 8 лет поступил на службу в Королевскую капеллу. Его известность как органиста не уступала его славе клавесиниста; игре на клавесине Куперен обучал дофина и других членов королевской семьи. Куперен написал немало песен и духовных сочинений (как вокальных, так и для органа), но славу ему принесли светские инструментальные произведения, особенно пьесы для клавесина и трио-сонаты (жанр, ставший популярным во Франции именно благодаря Куперену). Среди сочинений камерно-инструментальных жанров выделяются "Королевские концерты" (Concerts royaux), написанные в 1714–1715 для Людовика XIV (напечатаны в 1722) и трио-сонаты "Нации" (Les Nations), появившиеся в 1726. Знаменитый "Инструментальный концерт-апофеоз, посвященный бессмертной памяти несравненного Господина де Люлли" (Concert instrumental sous le titre d'apotheose composea la memoire immortelle de l'incomporable Monsieur de Lully, 1725) показателен в двух аспектах. Здесь Куперен воплощает свою идею соединения стиля А. Корелли, сочинениями которого он восхищался и которому посвятил большую трио-сонату "Парнас, или Апофеоз Корелли" (Le Parnasse ou l'apotheose de Corelli, 1724), со стилем Ж. Б. Люлли. Иначе говоря, Куперен стремился, с одной стороны, соединить мелодику, присущую итальянскому стилю, с французской манерой (эти два стиля в ту эпоху соперничали между собой), а с другой, придать своим композициям повествовательный, программный характер. Обе эти тенденции присутствуют в лучших произведениях Куперена – клавесинных сюитах, которые композитор назвал "Les Ordres" («ряды», «последовательности») и опубликовал в четырех тетрадях (1713, 1717, 1722 и 1730). В стилистическом плане эти пьесы, как и все камерное творчество Куперена, демонстрируют сочетание контрапунктического и гомофонного (гармонического) письма; они отличаются богатством орнаментики, изобилием мелизмов. Умер Куперен в Париже 12 сентября 1733.
Слайд 57Источники:
http://blogs.mail.ru/list/bastis/56A786120173E778.html