Императорская Академия художеств
Русские художники 19 века в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы.
Учащимся последнего курса Академии предстояло написать дипломную картину на соискание золотой медали. Темы для исполнения полотен, которые назначал Совет Академии, преимущественно были взяты из античной мифологии. Такая практика существовала на протяжении целого века, со дня основания Академии
в 1763 году.
В конце 1850 - начале 1860 - х годов художественная молодежь стала очень остро реагировать на происходящие в России политические и социальные перемены, сочувственно относилась к веяниям «пореформенного времени», и не хотела оставаться в стороне от проблем современного общества. И потому в своих дипломных картинах молодые живописцы, во главе с Крамским, хотели обратиться не к далеким от действительности мифологическим сюжетам, а к отображению реалий своей эпохи
Они потеряли материальную поддержку, лишились жилья. Но их спасла дружба и вера в общее дело. Молодые художники стали жить вместе, организовав артель, брали заказы на портреты, картины и этим зарабатывали деньги.
Позднее артель преобразовалась в Товарищество передвижных выставок.
В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления.
Основателями общества были:
С 1870 г. Крамской Н.К. — учредитель и идейный вождь Товарищества передвижных художественных выставок, страстный пропагандист реализма в искусстве.
Члены Товарищества считали важным создание картин, показывающих историю русского народа, современную жизнь России, ее природу.
Замысел художника:
не простую иллюстрацию к евангельскому эпизоду видели зрители перед собой, а картину-символ, воплотившую проблему выбора жизненного пути, вставшую перед честными русскими людьми в 70-х гг. XIX в.
Жертвовать ли собой ради борьбы за справедливость,
за высшие идеалы, или поддаться чувству самосохранения, замкнуться в личном благополучии?
Портреты Ивана Крамского глубоко психологичны и социальны.
Картина «Неизвестная» (1883) была впервые показана на 11- ой выставке ТПВ, где произвела эффект разорвавшейся бомбы. Композиция, сюжет и настроение этой картины совершенно не соответствовал ни концепции Товарищества, ни представлениям того времени о дозволенном. Есть несколько разных версий создания этой работы. Одна из них — это портрет глубоко любимой дочери Крамского — Софьи, тоже художницы
с трагической судьбой.
По другой версии - прекрасная незнакомка, которая смотрит на нас с картины – личность реальная. Это бывшая крестьянка Матрена Саввишна. За красоту взяла ее барыня в горничные. Как то приехал в гости к тетушке молодой дворянин Бестужев. Увидел Матрену и женился на ней. Однажды в городе встретила она бывшую свою хозяйку. Та, видно, ждала от нее благодарности, но не тут то было! Бывшая горничная проехала мимо, даже не удостоив ее взглядом!
Происхождение картины «Незнакомка» - остается загадкой.
Художник в своей картине нам как бы говорит: «Внешность обманчива!».
Быть может как раз в этом и была задача художника, написавшего собирательный образ женщины своего времени.
Картина «Тройка» словно продолжает рассказ о судьбе несчастных детей, потерявших отца.
Худые, бледные, измученные дети надрываясь, еле тянут санки с огромной обледенелой бочкой с водой. «Как можно терпеть такое?» - спрашивал себя всякий человек,
стоящий перед этой картиной.
Дети-сироты, 1864
«Земство обедает», 1872. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Это самое значительное полотно Мясоедова , экспонировавшееся на Второй передвижной художественной выставке. Земство - выборные органы местного самоуправления в России 1860-х. Крестьяне, изображенные на картине, видимо, пришли с какой-то просьбой к членам земства, но вынуждены сидеть под дверью, довольствуясь своим скудным обедом и предоставленные своим невеселым мыслям.
Картина отражает крестьянский быт, который объединяет все поколения в единый трудящийся коллектив.
В окошке виден слуга, перемывающий посуду: господа, вероятно, хорошо покушали, и проблемы просящих еще долго не заинтересуют их. Художник показывает контраст межу бедностью и богатством.
Это произведение служит некой визитной карточкой художника-передвижника.
В 1871 году участвует в первой выставке художников-передвижников, представляя работу «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Эта картина стала очередным успехом художника, она отличается особой правдивостью и достоверностью. В лице отца и сына Ге увидел противоборство двух сил того времени.
.Петр I смотрит на своего сына сердитым и грозным взглядом, осуждая за какой-то проступок.
Его величественная и гордая осанка говорит о явном недовольстве. Он с выжиданием смотрит на Алексея, словно, ждёт его оправданий или раскаяния в содеянном. Его повёрнутая поза в противоположную сторону от сына может говорить о том, что он как будто и не хочет даже слышать то, что говорит его сын.
Алексей же, в свою очередь, послушно стоит перед отцом. Он чувствует себя виноватым. Возможно, он даже испытывает страх перед гневом отца. Пронзительный взгляд Петра I
будто прожигает его изнутри.
Владимир Васильевич Стасов
Павел Михайлович Третьяков
Алексей
Саврасов
Василий
Суриков
Илья
Репин
Исаак
Левитан
Архип
Куинджи
Василий
Поленов
Михаил
Нестеров
Валентин
Серов
«Утро в сосновом бору»
Художник очень любил лес и его природу, любовался каждым кустиком и травинкой, заплесневелыми стволами деревьев украшенные обвисающими от тяжести листвы и хвои ветвями. Всю эту любовь Шишкин отражал на обычном льняном холсте, чтобы потом весь мир увидел непревзойденное и по ныне мастерство великого русского мастера. Глядя на картину , чувствуется присутствия зрителя. Разум человека полностью вливается в атмосферу леса с дивными и могучими великанами соснами.
«Корабельная роща» впервые была выставлена на передвижной выставке, и вызвала всеобщую похвалу и восхищение коллег художников и посетителей. Картина навеяна лиризмом и любви художника к лесу с его неиссякаемым богатством, она легко воспринимается всеми любителями лесной природы.
В этой последней своей работе Шишкин продемонстрировал в 1898 году все свое нажитое за многие годы мастерство, которое ни сколько не угасло к концу жизни.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Основой картины Ильи Репина стало историческое событие 1676 года. Сюжет шедевра - Запорожские казаки пишут ответ на предложение турецкого султана перейти на сторону Османской империи. Тогда Казаки вольной Запорожской Сечи охраняли страну от турок. Султан Махмуд IV прислал запорожским казакам письмо, где предлагал сдаться ему без сопротивления. Желая устрашить казаков, турецкий султан привел в заглавии письма множество своих званий. Казаки же лишь рассмеялись над напыщенным стилем письма и написали свой, весьма едкий ответ султану. В картине не найти главного героя, здесь представлены многие запорожцы, и каждый из них
по-своему колоритен. Каждый выписан с такой тщательностью, словно художник создавал только его портрет.
Василий Иванович Суриков (1848 – 1916 гг.)
"Боярыня Морозова" - картина, которая передает максимальное количество эмоций, изображающая сцену из периода церковного раскола в 17 веке. Суриков решает одну из важнейших проблем содержательной формы. По мере движения раскрывается внутренняя связь между каждым персонажем и самой боярыней. Определяется степень самых разных и контрастных состояний. Здесь есть испуг, жалость, страх, сочувствие, насмешка, любопытство.
«Утро стрелецкой казни», 1878-1881гг.
На полотне мы видим не саму казнь, а полные огромного психологического напряжения минуты перед неотвратимой казнью. Действие происходит в Москве на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного.
Дебют П.А.Радимова состоялся на 39-ой выставке Товарищества передвижников и был признан удачным. В 1914 году за картину "Старый мезонин" П.Радимова принимают в члены Товарищества передвижных выставок. Его поручителями были И.Е.Репин и В.Д.Поленов. В эти же годы выходят книги его стихов "Полевые псалмы" и "Земная риза". Радимовым-художником были созданы циклы пейзажных и жанровых работ, посвященные средней полосе России и Средней Азии.
"Художник - поэт! Поэт в живописи и художник в поэзии." Этими словами определяется творческий путь П.А.Радимова.
Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни русского общества достигло своей кульминации и сыграло огромную роль в развитии реалистического искусства той эпохи.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть