Слайд 2
Индия – полуостров, расположенный на юге Азии. Здесь проживает
свыше миллиарда человек. В Индии два государственных языка: хинди и
английский. Двести лет страна находилась в подчинении у британской короны, в 1947 году освободилась от зависимости, однако английский язык как средство общения остался. В Индии 18 официальных языков и 844 диалекта.
Слайд 3Государственный флаг Индии
Первый премьер-министр свободной Индии Джавахарлал Неру назвал государственный
флаг страны «флагом свободы не только для нас, но символом
свободы для всех людей». В центре белой полосы – колесо темно-синего цвета, означающее колесо закона. Такое же колесо можно увидеть и на гербе Индии.
Слайд 4Есть только одна Индия, земля мечты и романтики, земля, которую
все люди желают увидеть, а увидев, не променяют это зрелище
ни на какие картины всей остальной планеты, вместе взятые.
Слайд 6Тадж - Махал
На севере Центральной Индии, в Агре, недалеко от
столицы Дели, вот уже 350 лет сияет жемчужина индо-исламской архитектуры
– усыпальница тадж-Махал. Могольский правитель Шах-Джахан (правил в 1627 – 1658 годах)воздвиг этот памятник как гробницу своей любимой жены Арджуманд Бану, более известной по ее титулу Мумтаз-Махал, или Тадж-Махал (Корона дворца), умершей в 1631 году.
Здание строилось 22 года, на его строительство со всей страны собрали больше 20 тысяч человек. Главный архитектор Иса Кхан получил неограниченные полномочия, и он оправдал доверие.
Слайд 7Тадж-Махал
Мрамор привозили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни. По
легенде, к строительству были привлечены иностранные архитекторы – венецианец и
француз, но их имена не дошли до нас.
Величественный, сияющий, божественный и, не смотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается он в долине реки Джамны. Высоко в небо устремляются беломраморные купола – один большой и 4 маленьких. Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж-Махал словно парит над нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии.
Слайд 8Храм Солнца
Знаменитый храм Солнца в Корнаке, известный в старину как
Черная Пагода, возводился более 12 лет. На его строительстве было
занято почти 1200 рабочих. Храм напоминает запряженную 7 лошадьми колесницу о 24 колесах. Трехъярусная крыша завершается шпилем. Колесница бога Солнца символизирует количество дне недели и часов в сутках.
Слайд 9
Индийский штат Орисса – зкмля, утопающая в пышной зелени, была
свидетелем возникновения индийских художественных традиций, ярко представленных в виде многочисленных
храмов и других памятников старины. Расцвет архитектуры Ориссы приходится на11-14 века.
Слайд 10Архитектура
Культовые сооружения украшены скульптурными композициями богов, богинь и влюбленных пар.
Храмы славятся уникальными скульптурами и арками в стиле торана, в
которых прослеживается влияние на здешнее искусство буддизма.
Слайд 11Аджанта
Аджанта. Штат Махараштра
Индия
150 до н. э. - 500 н. э.
Памятник
состоит из 30 пещер, высеченных в скальном амфитеатре, протяженностью 800
м, имеющем высоту 73 м. Сюда буддийские монахи удалялись от мира во время сезона дождей.
От пещер шел ступенчатый спуск к реке. Пещеры делятся на чайтьи - места поклонения, и вихары - монастыри, где могли жить монахи.
Чайтьи оформлялись таким образом, что их можно легко узнать по внушительным фасадам с фронтонами, включавшими подковообразную арку над входом, называемую куду.
Центральный неф вдвое шире других и завершается апсидой, а его потолок имеет форму перевернутого киля. Более низкие потолки боковых нефов - полусводчатые или плоские. В центре апсиды, освещенной светом, идущим от куду, высится ступа - колоколообразный реликварий. Ее форма восходит к кургану над останками Будды после кремации. Этот курган впоследствии стал одним из главных символов буддизма. Вокруг него совершались ритуальные процессии монахов, называвшиеся прадакшина (обход по часовой стрелке).
Впоследствии пещеры были покинуты, и в течение тысячи лет о пещерах Аджанты никто в мире не знал. В 1819 г. их обнаружил английский солдат Джон Смит, охотившийся в этих местах на тигров.
Слайд 12Ступа в Санчи
Ступа в Санчи
Индия
Индийская архитектура всегда была гораздо более
символичной, чем архитектура европейских народов.
Сооружения, называемые ступами, принадлежат к
числу наиболее своеобразных произведений индийской архитектуры. Если в ступе размещаются останки Будды, то она носит название дагоб.
На четырехугольной террасе высится массивный купол, сложенный из небольших камней, напоминающий своей формой водяной пузырь. Эта форма символически выражает мысль о непрочности всего земного. На приплюснутой вершине купола находится надстройка, служащая напоминанием о священной смоковнице, под которой Будда получил откровения. Цоколь обычно был окружен каменной оградой с высокими воротами. Они всегда обильно украшались скульптурой и напоминали триумфальные.
Слайд 13Храм Минакши
Храм Минакши. Ворота
Индия
1550
Один из самых великолепных храмов Индии. Название
происходит от имени принцессы, которая родилась с тремя грудями. Мудрецы
сказали, что лишняя грудь исчезнет, когда она встретит будущего мужа. Так и произошло, когда Минакши встретила Шиву.
Территория комплекса занимает площадь 258х223 метра. Главная ось храма направлена с востока на запад. Четверо огромных ворот-башен (гопура), достигающих 50 метров, расположены снаружи комплекса. Еще пять гопура расположены внутри храмового комплекса. Святилище относится к XII веку. Особый интерес представляет тысячеколонный зал, в котором нет ни одной колонны, похожей на другую.
Слайд 14Храм Кайласанатхе
Храм Кайласанатхе в Эллоре. Скульптура
Индия
725 - 755
Особую роль в
индийской культуре играли так называемые монолитные храмы, высеченные из целой
скалы. Самый знаменитый из всех храмов - Каиласа в Эллоре. Как правило, все подобные храмы высечены в свободно лежащих утесах. Внутреннее их убранство никогда не было закончено, за исключением Эллорского. Каиласа высечена из цельного утеса таким образом, что представляет как бы отдельную постройку в каменном ящике, отделяясь от его стенок коридорами высотой до 30 метров. Все поверхности, как внутренние, так и внешние, покрыты орнаментом, заимствованным у ювелирного искусства. Они в изобилии представляют растительные орнаменты, животных и людей.
Этот храм посвящен Шиве и Вишну.
Слайд 15Живопись
Исследователи индийской живописи до недавнего времени полагали, что первое живописное
произведение относится к 3 веку до н.э. – это была
роспись горшка, обнаруженного в долине Инда. Но произошел забавный случай, неожиданно внесший вклад не только в индийскую, но и мировую культуру
Слайд 16
Полицейский, преследовавший воров в джунглях Северной Индии, наткнулся на пещеру,
где он увидел наскальные картины, возраст которых, по мнению ученых,
25 – 40 тысяч лет. Всего таких изображений 400.
Слайд 17Настенные росписи
Картины, выполненные красной краской по белому песчанику, изображают людей,
едущих верхом на животных. Есть там и сцены охоты, и
изображения танцующих человечков.
Стиль картин на скалах Виндхиа и сюжеты, используемые древними авторами, отражают образ человеческой цивилизации, которая складывалась в этих местах 40 тысяч лет тому назад.
Слайд 18Пещерная живопись Аджанты
1 – 5 века н.э.
Живопись выполнена художниками, которых
нанимали буддистские монахи. Каменные стены превращались в иллюстрированные книги о
жизни и учении Будды, где были изображены костюмы, разнообразные орнаменты, а так же стиль придворной жизни того времени. Расположенные рядом с древними торговыми маршрутами, пещеры привлекали торговцев и паломников, которые становились проводниками этого искусства в Китай и Японию.
Слайд 19Техника живописи каламкари
При помощи обожженных веточек дерева тамаринд, которые обмакивают
в патоку и железные опилки, создаются контуры. Растительные краски глубоких
оттенков используются в изображении эпических сцен, размеры персонажей на них больше реальных. Благодаря великому многообразию выражений ни одна картина не похожа на другую.
Слайд 20Роспись на стекле
Техника живописи по стеклу относится к 16 веку
– времени правления махараджей в Танджоре. Сначала делается контур, затем
при помощи смеси из древесных опилок и клея на изображения наклеиваются полудрагоценные камни, тонкая золотая пластинка и позолоченный металл. Мастерство заключается в том, чтобы сбалансировать эффект, создаваемый камнями. В основном изображают Кришну в разных позах.
Слайд 21Роспись стен домов
Стиль ранголи (иначе алпана или колам) – это
искусство украшения полов и стен домов порошком из белого камня,
извести или рисовой муки с использованием пальцев вместо кисточки. Ранголи имеет и религиозное значение: это искусство призвано умилостивить богов.
Слайд 22Живопись мадхубани
Первоначально картины в этом стиле изображались на стенах, сегодня
же их рисуют на изготовляемой вручную бумаге или ткани. Художник
проводит прямые линии, а затем наполняет изображение яркими и сочными красками.
Живопись мадхубани необычайно художественна, символична, стилизованна. Для нее характерно изображение главных богов и богинь, домашних и диких животных.
Занимаются искусством мадхубани только женщины.
Слайд 23Живопись на слоновой кости
Включает чрезвычайно тонкую работу кисточкой с использованием
каменных красок. Сначала слоновую кость обрабатывают и полируют. Изображение обводят,
а затем раскрашивают. Однако в наше время действует запрет на слоновую кость, и поэтому применяется верблюжья.
Слайд 24Искусство раскраски тела
Украшение тела стилизованными орнаментами с использованием хны является
древней практикой, которой в Индии занимаются во время праздников и
особых событий, например свадеб. Краску получают из листьев хны, которые толкут до получения густой пасты. Пасту затем накладывают на ладони и подошвы ног в виде геометрических узоров.
Слайд 26Изделия из травы
В Индии трава всегда использовалась для изготовления циновок,
корзин, кукол и даже украшений.
Слайд 27Резьба по камню
Индия богата запасами камня и традицией резьбы по
камню. Ремесленники изготавливают из камня художественные изделия, предназначенные для домашнего
использования – тарелки, чашки.
Слайд 28Ткачество
Жемчужинами индийского ткачества являются хлопчатобумажные и шелковые ткани, которые специальным
образом окрашивают, расшивают золотой нитью, украшают аппликациями, вышивкой.
Слайд 29Изделия из металла
Из металла в Индии изготавливают ритуальные предметы и
утварь.
Слайд 30Терракота
Это изделия из особых сортов глины. Гончарные сосуды и керамика
применяются в быту, но из глины производятся и такие вещи.
Которые становятся предметом высокого искусства.
Слайд 31Мужской костюм
Как правило, костюм состоит из длинных полотнищ ткани, которая
драпируется и закрепляется специальными булавками. Мужской национальный костюм представляет собой
юбку-лунги или юбку-дхоти. Верхняя часть тела мужчины остается преимущественно обнаженной. В некоторых местностях принято надевать плащ-рупан. Приблизительно с 19 века под влиянием европейцев индусы стали носить длинные штаны и прилегающие кафтаны.
Слайд 32
Основными головными уборами мужчин всегда были тюрбан и чалма, при
этом концы волос они оставляют открытыми. Тюрбан свертывается из куска
ткани длиной 6 7 метров, драпируется в складки в форме высокого конуса или широкой трубы.
В старину богатые сановники украшали свои уборы драгоценными камнями, но и теперь в особо торжественных случаях надо лбом прикалывают брошь, которая придерживает пучок перьев райской птицы.
Слайд 33Женский костюм
Основу женского костюма составляет сари – длинный отрез ткани.
Его укладывают и закрепляют на бедрах в виде юбки. Один
из концов остается свободным, его перекидывают через плечо, прикрывая тело и голову. Современные индианки часто надевают хлопчатобумажные тонкие обтягивающие кофты без рукавов – холи, в старину их заменяли еще одним отрезом, гармонирующим по цвету с основной тканью.
По костюму индийцы могут определить касту, общественное положение женщины.
Слайд 34
Женщины в разных провинциях также носят прозрачные вуали, воздушные покрывала,
которые удерживаются при помощи обруча.
Дополнением к головным уборам могут
служить височные подвески из жемчуга или кораллов, кисти.
Слайд 36
На руках у каждой женщины, если только она не вдова,
звенят браслеты. С давних пор ювелирные изделия не только служили
украшениями. Но и свидетельствовали о различных этапах жизни человека.
Золото и серебро, медь и бронза – вот металлы, из которых изготавливают украшения. Инкрустируя их драгоценными камнями и бисером. Традиционно они служат и талисманами для защиты от разных бед, поэтому некоторые из них могут носить и мужчины.
Издавна защитной функцией наделялись колокольчики и бубенцы на женских ножных браслетах, призванные отпугивать своим звоном злых духов.
Широкий диапазон мотивов – это то, чем, помимо всего прочего, славится индийское ювелирное производство.
Слайд 37Пластика движений
Создание образа человека Индии невозможно без пластики движений, которые
оттачивались в танце и повседневной жизни. Индийцы до сих пор
привычно и грациозно носят тяжести на голове.
Слайд 38
В Индии танец всегда служил средством выражения глубочайших чувств и
настроений человека.
Обучение классическому индийскому танцу – дело сложное, многолетнее.
В стране
существует несколько разных направлений (школ) танца.
Слайд 39Символы Индии
Лотос является одним из символов Индии, так же, как
и павлин.
Сделать их можно из бумаги в технике оригами.
Слайд 47Состязание мудрецов
У императора Акбара Великого был близкий друг и советчик
Бирбал. Очень часто Бирбалу приходилось проявлять сообразительность при ответах на
вопросы Акбара. А сможете ли вы быть такими же мудрыми, как Бирбал?
Слайд 48
Однажды Акбар спросил Бирбала:
-что нужнее всего в бою?
Бирбал ответил:
-Повелитель вселенной!
Нужней всего мужество!
-А сила, а оружие? Или ты о них
забыл?
ВОПРОС: Что ответил Бирбал? Как он объяснил свой ответ?
Слайд 49
Случилась у царя кража: пропали из ларца драгоценности. Царь приказал
Бирбалу провести дознание.
Думал-думал Бирбал и надумал пустить в ход
хитрость. Созвал всех придворных и стал прикладываться к ларцу то одним ухом, то другим, будто прислушивался к чему-то. Потом отошел от него и говорит:
-Владыка мира! Ларец ясно говорит, что у вора в бороде соломинка.
ВОПРОС: Для чего Бирбал это сказал и что тут же произошло?
Слайд 51
Своей исторической миссией Индия всегда считала гармонию. Жить в гармонии
с другими – таков идеал Индии. Этим объясняется тот факт,
что Индия превращалась в дом для всех. Кто в нее приходил.