Слайд 1РУССКАЯ
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
19 ВЕКА
© Беленькая Людмила Владимировна школа
№17
900igr.net
Слайд 2Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его
совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные
в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества. В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец.
Слайд 3Адмиралтейство
арх. Захаров
По проекту была возведена грандиозная постройка, состоящая из двух
П-образных корпусов. Длина главного фасада достигла 406 метров. Здание было
украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле установили флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга. Здание Адмиралтейства было украшено скульптурами, образы которых связаны с легендами и мифами о морской стихии. Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию "Нимфы, несущие земную сферу": 28 статуй, олицетворяющих четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра, а также богиню Изиду - покровительницу кораблестроения и Уранию - музу астрономии.
Слайд 4Казанский собор был задуман как главный храм столицы и был
построен в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося
зодчего А. Н. Воронихина. Его главной святыней должна была стать «чудотворная» икона Казанской богоматери, считавшаяся покровительницей дома Романовых. Собор стал памятником русской военной славы: в нем разместили трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 году здесь был похоронен великий русский полководец М. И. Кутузов
Слайд 5Исакиевский собор, одно из самых величественных сооружений Петербурга, построен в
середине 19 века по проекту О. де Монферрана., Его верхняя
часть, увенчанная необъятным куполом с благородной темной позолотой, возвышается над всеми окружающими зданиями и хорошо видна с крыши Зимнего дворца. Прямо от стен Зимнего Дворца начинается зелень Адмиралтейского парка, который простирается до Сенатской площади.
Слайд 6В центре столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси возводит здание Генерального
штаба (1819-1829).
Слайд 7Сенат и Синод, строительство 1829-1834 гг., архитектор
К.И. Росси. Здание
Сената и Синода - последнее большое произведение великого зодчего. Два
здания, украшенных 8 - колонными лоджиями коринфского ордера, соединены аркой. Памятник архитектуры отличает богатый скульптурный декор .
Слайд 8Является одним из старейших профессиональных театров в России. Здание театра
построено по проекту архитектора К. Росси. Александринский театр входит в
ансамбль двух площадей и улицы, последняя носит имя К. Росси и по истине является архитектурным чудом, да впрочем, и сам театр представляет собой шедевр Русского классицизма. Торжественное открытие театра состоялось в 1832 году, назван он в честь жены Николая I
Александринский театр
Слайд 9Михайловский дворец был задуман в дар великому князю Михаилу Павловичу
от его брата Императора Александра I. Строительство велось с 1819
по 1825 год по проекту и под руководством
К.И. Росси.
В композиции дворца нашла свое применение традиционная для русского классицизма усадебная схема.
Слайд 10Всемирно известные дворцы, парки и архитектурные ансамбли Петергофа представляют собой
выдающийся памятник русской художественной культуры XVIII - XIX веков. Основанный
в самом начале XVIII столетия императором Петром I, неподалеку от новой северной столицы, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией. Главная заслуга в его создании принадлежит множеству выдающихся архитекторов, художников и неизвестных ремесленников. Восхитительные парки, фонтаны различных форм и типов (всего 176), 4 каскада, величественные дворцы, позолоченные статуи античных богов и героев, выдающиеся собрания скульптуры, живописи и произведений декоративного искусства делает Петергоф уникальным и бесценным достоянием мировой культуры.
Петергоф
Слайд 12Манеж в Москве был построен в 1817 по случаю 5-летней
годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту
архитектора А.А.Бетанкура. В 1824—1825 годах отделано в стиле ампир О.Бове. Манеж был предназначен для проведения военных смотров, поэтому был рассчитан на 2000 человек.
Слайд 13Здание Большого театра (строительство 1824 г., архитекторы Бове, Жилярди и
др.) - один из лучших образцов русской, классической архитектуры
Слайд 14Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным
не в честь государя, а в честь народных героев. Вот
так описывает памятник сам автор - Иван Петрович Мартос:"Греки и римляне, равно как в науках и художествах, так и успехами оружия, воздвигали своим мужам памятники и, передав потомству их подвиги в величественных изображениях, тем самым увековечили и собственную славу. И наше Отечество воздвигает немало памятников таким редкостным мужам, таким бессмертным героям, чья любовь к Отечеству повергла бы в изумление Рим и Грецию". В 1803 году начался сбор пожертвований на памятник Минину и Пожарскому, который был воздвигнут на Красной площади в 1818 году. Большая заслуга Мартоса состоит в том, что он языком классицизма сумел ярко выразить мужество и силу русских людей.
Слайд 15Постепенно в условиях распада феодально-крепостнической формации и становления капиталистических отношений
на смену классицизму пришла эклектика. Это свободный выбор и произвольное
сочетание приемов и форм различных исторических стилей, соединявшихся с современными функционально-планировочными решениями. Использование всего архитектурного наследия прошлого не означало, однако, что в зодчестве наступила пора бесстилья или всестилья. При внешней пестроте эклектика в целом обладала определенным единством основных принципов и художественного языка. Она и была архитектурным методом и стилем эпохи капитализма в России. Ранний этап эклектики (1830-1860) связан с романтическим стилизаторством. Суть его - в разнообразии и "умном выборе" исторических прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей - готики, для общественных зданий - ренессанса, для дворцов и особняков - ренессанса и барокко. Основоположником официального течения "русского стиля" современники провозглашали К. А. Тона . Стали использоваться новые материалы и конструкции.
Все большее внимание архитекторы уделяли функционально-планировочной организации зданий. Строились неизвестные прежде виды сооружений - железнодорожные вокзалы, "пассажи", крупные производственные корпуса. Самым распространенным типом зданий являлись многоквартирные доходные дома. Прокладывались новые улицы, расширялись и урегулировались старые, устраивались сады, скверы и бульвары. Возводилось много торговых, банковских, учебных, зрелищных и больничных зданий и комплексов.
Слайд 17Инициаторами создания Политехнического музея были ученые, объединившиеся в 1864 году
в Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ). Общество
ставило своей целью содействовать развитию науки и распространению естественно-научных знаний. возникла мысль создать в Москве общедоступный Музей прикладных знаний Чтобы собрать экспонаты для музея, было решено устроить в Москве Всероссийскую промышленную выставку, приурочив ее к 200-летию со дня рождения Петра I. Экспонаты выставки должны были носить познавательный характер: раскрывать основы производства, демонстрироваться в действии, служить образовательным целям. Торжественное открытие выставки состоялось 30 мая 1872 года
Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872 г., открыт в1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе – под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского (арх. В.О.Шервуд ).
Слайд 19В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа
Спасителя
в память избавления России от наполеоновского нашествия.
Заложен в
1839 году по проекту архитектора К.А.Тона. Он соединил классицизм с «русским стилем». Храм расположен в центре Москвы недалеко от Кремля на берегу Москва-реки. Он строился почти 44 года, в 1883 был открыт для богослужения. 5 декабря 1931 здание храма было до основания уничтожено взрывом. Храм был восстановлен в 90-е годы ХХ века и вновь открыт для посещений и службы с 2000 года.
Слайд 20На высоком Боровицком холме расположен Большой Кремлевский дворец. Его фасад
обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток
на 125 метров. Дворец построен в 1838-1849 годах группой русских архитекторов под руководством К.А.Тона. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве.
Слайд 21В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие.
Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской
фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
Слайд 22Набережные и мосты Санкт-Петербурга
Слайд 26Скульптура XIX века в России
В начале 19 века русская скульптура,
отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей
русских просветителей, приобретает мировое значение. К высшим достижением русской и мировой скульптуры этого времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина (Ломоносова, Павла I, Екатерины II). Выделяются жизненной полнотой, многогранностью и человечностью образов, произведения представителей русского классицизма: Мартоса, Пименова и др. Патриотический пафос и гуманизм, мастерство художественного обобщения и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского классицизма, давшую замечательные образцы героических монументальных памятников, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. В середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов (Орловский, Витали Клодт). Во второй половине 19 века крупнейшим представителем демократического реализма в скульптуре, автором насыщенных глубоким психологическим содержанием статуй русских исторических деятелей был Антокольский, создавший композиции: Иван Грозный, Пётр I, Нестор-Летописец, Смерть Сократа. Отдельные реалистические памятники создали Опекушин, Микешин, Волнухин. Большое значение приобрела станковая жанровая скульптура, обращавшая к темам крестьянской жизни (Чижов, Беклемишев, Лансере).
Несмотря на значительные достижения скульптуры 19 века, засилье академических и натуралистических течений в условиях буржуазного общества вызвало в ряде областей заметное снижение идейно-художественного уровня. В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения - импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистических традиций, изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным экспериментам.
Слайд 28Степан Пименов
Николай Пименов
Борис Орловский
Евгений Лансере
Опекушин,Чижов
Аникушин
Слайд 30Садово-парковое искусство
История отечественного садово-паркового искусства начинается в эпоху правления Петра I.
Сады и парки начинают рассматриваться как предмет искусства. В конце
XIX века начинают возникать дворянские усадьбы (Абрамцево в Подмосковье, Талашкино под Смоленском, Ясная Поляна в Тульской области, Спасо-Лутовиново в Орловской, Михайловское, Тригорское.), устроители которых стремятся возродить «русский стиль», забытое народное искусство. Здесь возводятся целые комплексы оригинальных построек в духе древнерусского зодчества, сад украшается резными изображениями сказочных богатырей, фантастических птиц, расписными оградами, воротами, мостиками, скамьями и т.п. Эти усадьбы становятся центрами культурной жизни России, где под покровительством гостеприимного хозяина-мецената собирались музыканты, живописцы, архитекторы, театральные деятели, писатели (Поленов, Репин, Врубель, Рерих, Коровин, Головин, Стравинский и др.), объединенные общими вкусами и интересами. Россия 19-го века был веком усадеб. Неповторимый быт, неспешное течение жизни описывали столпы русской литературы, дворяне, сами владельцы усадеб - Пушкин, Тургенев, Толстой. Самый богатый, самый совершенный русский язык рождается в этой среде среднепоместного дворянства.
Слайд 31Это уникальный литературный и художественный центр Подмосковья. Усадьба XVIII века,
в 1843 году была куплена писателем С.Т.Аксаковым. Абрамцево -архитектурные памятники
в "русском стиле" конца XIX века, экспозиции музея посвящены жизни и творчеству жителей и гостей Абрамцева, среди которых писатели: Аксаков, Гоголь, Тургенев; художники: Репин, Суриков, Серов, Врубель, Коровин, Васнецов; здесь бывали Щепкин, Шаляпин и др.
Слайд 32Летний сад - старейший сад Санкт-Петербурга, летняя резиденция Петра I.
Он
был разбит в регулярном стиле. Деревья и кусты были подстрижены
в виде геометрических фигур - шаров, кубов, пирамид. Из зелени создают затейливые беседки, галереи, лабиринты. Кроме того, сад украшают статуями. Это самая ранняя в России коллекция итальянской скульптуры конца 18 - начала 19 веков. Единственное здание петровских времен, сохранившееся в Летнем саду,- Летний дворец Петра I. В 1826 году на территории Летнего сада был построен Кофейный домик по проекту архитектора К.И. Росси. В 1827 году был построен Чайный домик по проекту архитектора Л. Шарлеманя. Круглый год в павильонах проходят выставки современного искусства - живописи, графики, фотографии. В 1838 году у южного входа была установлена огромная порфировая ваза. Это Эльфдальская ваза - подарок шведского короля Николаю I. В 1855 году на одной из площадок Летнего сада установили памятник Ивану Андреевичу Крылову, который был выполнен скульптором П.К. Клодтом. Гранитный пьедестал памятника украшен горельефами на сюжеты известных басен И.А. Крылова.
Слайд 34Ораниенбаум:
дворец и парк
Дворцово - парковый ансамбль на южном берегу
Финского залива, напротив города - крепости Кронштадт. (архитекторы Д.Фонтана и
И.Шедель), памятник архитектуры 18-19 вв. Знамениты пейзажные парки середины 19 в.
Слайд 35Павловск: дворец и парк
- выдающийся дворцово-парковый ансамбль конца 18 -
начала 19 в., летняя резиденция русского императора Павла I и
его семьи. Это один из самых крупных в Европе пейзажных парков - площадью 600га. Ансамбль дворца и парка создавался в течение 50 лет на берегах реки Славянки - архитекторы Ч. Камерон, Д Кваренги, А.Воронихин, К Росси.
Слайд 36Дворцово-парковый ансамбль
Царское село - загородная резиденция российских императоров -
блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства 18-19вв.Три его парка
занимают 600 гектаров, где более 100 архитектурных сооружений - от величественных дворцов и монументальных памятников до камерных павильонов и парковой скульптуры. Композиционный центр царскосельского ансамбля - Екатерининский дворец.. В собрании музея - заповедника около 20 тыс экспонатов русского и западноевропейского искусства. Рядом с дворцом расположен Царскосельский лицей, элитарное учебное заведение начала XIX в. для выходцев из знатных дворянских семей, где воспитывался великий русский поэт А.С. Пушкин, в настоящее время - филиал Музея А.С. Пушкина.
Слайд 37В 1823 году Красноярск становится губернским городом. Это был регулярный
город, с рациональной, простой планировкой. Его улицы были прямые и
ровные, кварталы -примерно одинаковыми по размеру и имели правильные геометрические формы. В середине XIX века дворянская культура, которая во многом определяла эстетическую направленность русского классицизма, постепенно вытеснялась формировавшимися воззрениями и вкусами нарождающегося и крепнущего класса буржуазии: купцов, фабрикантов и золотопромышленников.
Богачи и крупные чиновники Красноярска переселялись в каменные дома или деревянные особняки. С 30-х годов стали появляться деревянные тротуары, уличные фонари, набережную Енисея обсадили деревьями. Наиболее значительными сооружениями нового типа в Красноярске второй половины XIX в. явились здания мужской гимназии (1868 г., ныне корпус политехнического института на улице Ленина), женской гимназии (1878 г., здание педагогического института на улице Ленина). Рождественский собор в Красноярске по проекту К.А. Тона восхищал своей архитектурной внешностью и изящной отделкой. На Парижской всемирной выставке 1900 года, в отделе окраин, была выставлена модель Енисейского моста и модель деревянного кессона системы инженера-механика Е.К. Кнорре, примененного взамен железных при постройке многих мостов Сибирской дороги. На склоне Афонтовой горы размещались дачи известных красноярских купцов Кузнецова, Гадалова, Юдина, быстро и сказочно разбогатевших в середине 19 века на разработках месторождений золота и его добычи.
Часовня на Караульной горе (1855) – символ
г. Красноярска
Слайд 39Это центральная и наиболее любимая красноярцами улица. Она пять раз
меняла свои названия: Большая улица, улица Воскресенская - по имени
первого каменного трехэтажного Воскресенского собора, возведенного на Стрелке в середине 19 века.
Архитектурная летопись каменных зданий, сохранившихся до сегодняшних дней в Красноярске, так же, как и деревянных, началась в девятнадцатом столетии. Наиболее ранние из них, построенные в первые десятилетия века, расположены на участке между Стрелкой и улицей Сурикова. Здесь, на бывшей Воскресенской улице, находится один из старейших каменных домов города (пр. Мира, 29), возведенный в 1810-е годы. Крупным общественным зданием города, сохранившим до настоящего времени черты позднего классицизма, является Гостиный двор , ныне расположенный на улице К.Маркса 6, бывшей Гостинской. Первый проект гостиного двора был составлен на рубеже 1830-1831 годов. В начале 1860-х годов Красноярскими властями было решено построить новое здание городской больницы. В 1898-1899 годах по проекту архитектора А.А.Фольбаума был построен административный корпус больницы (ныне пр.Мира, 61/ Вейнбаума, 15).
Слайд 40Литературный музей
расположился в одном из красивейших зданий,
памятнике архитектуры
конца XIX века
Слайд 41В 1804 году начинается строительство приходской Благовещенской церкви (ныне пересечение
улиц Ленина и 9 января) — третий каменный храм в городе.
Построена в стиле Сибирского Барокко
Слайд 42Один из символов Красноярска - старинный железнодорожный мост через Енисей
все-таки будет демонтирован. Судьба этого памятника архитектуры оставалась неопределенной несколько
лет. Мост, построенный в конце 19 века, разделил Гран-при со знаменитой Эйфелевой башней на Всемирной выставке в Париже, вошел в сотню самых красивых мостов мира и попал в список культурного наследия ЮНЕСКО. Однако, по мнению специалистов, сегодня ветхие конструкции царских времен представляют реальную угрозу для речного и железнодорожного транспорта. Тем не менее, мост не исчезнет бесследно. Одно из его звеньев будет установлено на набережной Енисея в центре города в качестве памятника.
Слайд 4312 февраля 1889 года открыт Красноярский краеведческий музей. Инициаторами возникновения
музеев в Енисейской губернии были: в Минусинске – Николай Михайлович
Мартьянов, в Енисейске – Александр Игнатьевич Кытманов, а в Красноярске – Иннокентий Алексеевич и Юлия Петровна Матвеевы. Музей расположился в доме наследников купца Крутовского Каратанова,11). В связи с ростом коллекций, активизации просветительской работы появилась необходимость в специальном здании, которое ныне украшает набережную города.
Усадьба Крутовских
Усадьба Суриковых - типичная сибирская усадьба XIX века Двухэтажный деревянный рубленный дом, построенный из прочной породы сибирского дерева - лиственницы - в 1830 г., без единого гвоздя, обшит тесом. Дом не перестраивался, сохранился в первозданном виде, сохранилась и усадьба с флигелем и надворными постройками. Характерно, что все входы в дом - парадный, черный и вход на первый этаж под террасой - находятся во дворе, на улицу выходит только торец дома.
Слайд 44"Дом с колоннами" - бывший дом купца Дементьева. Построен в
1820-х годах. яркий образец классицизма в жилой архитектуре на всей
территории бывшей Енисейской губернии
Первое производственное здание города - типография Дементьева (1890-е гг). Стиль – эклектика.
Енисейск
Слайд 45Здание бывшей мужской гимназии (конец XIX века).
Здание конца XIX
века. Сейчас в нем размещается краеведческий музей.
Особняк купца Кытманова,
вторая половина XIX века.
На доме табличка:"Здесь в 1913 г. останавливался Фритьоф Нансен".