Слайд 11.12.11
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
История культуры и искусства
Кандидат искусствоведения, доцент В.В.Петухов
Слайд 2
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ЛЕКЦИИ:
Антроппоцентризм, амфора, кратер, пиксида, ойнохоя, пифос, калокагатия, хиазм,
капитель, контрапост, вазопись, ордер, антаблемент, архитрав, наос, энтасис, фриз, канелюра,
курватура, периптер, амфипростиль, диптер, моноптер, капитель, фронтон, скена, агора, курос, кора, «хрисоэлефантинная техника», скиаграфия, кессон и тд.
КРУПНЕЙШИЕ МАСТРЕА:
Дедал, Дибутад, Каллимах, Бриг, Евфроний, Эксекий, Бриг, Агатарх, Иктин, Калликрат, Фидий, Мирон, Скопас, Поликлет, Пракситель, Лисипп, Гипподам Милетский, Полигнот, Аполлодор, Пифий и Сатир , Леохар и тд.
Слайд 31.12.11
Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и
искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко
отличным от развития стран и народов Древнего Востока.
В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия.
В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека
Греческие племена, населявшие самую южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и узкую прибрежную кайму малоазийского побережья, перейдя от первобытно-общинного строя к классовому обществу, создали небывалую по своему богатству и многогранности культуру, изобразительное искусство и архитектуру.
Слайд 4 В Древней Греции было создано совершенное по форме искусство.
В то время как творения Египта, Шумера и Китая глубже
выражали умонастроения и идеалы только этих конкретных стран и народов, Эллада (Древняя Греция) вышла далеко за пределы национальных границ, создав искусство, понятное не только эллинам, но и всем другим народам.
Искусство Древней Греции берет свои корни в Крито-Микенском искусстве, на его основе мастерами Эллады была создана новая художественная традиция.
После так называемой эпохи «темных веков», которая длилась от заката микенского мира вплоть до VIII в. до н.э., началось стремительное, мощное возрождение культуры.
Слайд 51.12.11
Произведения греческого искусства поражают своим релизмом, гармоническим совершенством, утверждением выского
нравственного начала, красоты , силы и достоинства человека.
Эстетические идеалы
Древней Греции понятны современному человеку. Одно из центральных понятий эстетики антиного икусства Греции – калокагатия – означавшая внутреннее и внешнее совершенство. Слияние этического и эстетического идеалов является одной из характерных особенностей представления греческого народа о красоте.
Слайд 6 Центральное место в древнегреческом изобразительном искусстве занимает – Человек. Образы
юных дев, наделенных неземной красотой, подобных богиням, мускулистых атлетов при
всей своей идеальности жизненны и естественны. Никто не мог достигнуть такого совершенства в изображении человека как греки.
Искусство Древней Греции тесно связанно с религией и мифологией. Богов – покровителей и богинь отображая в своих произведениях самые прекрасные и возвышенные черты
Слайд 7ГОРОД-ПОЛИС
Полис, то есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал
лишь несколько тысяч семей.Греческие племена ахейцев, ионийцев, эолийцев и дорийцев
в первые века существования античного общества не были объединены в единую державу.
Слайд 81.12.11
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
истории художественной культуры Древней Греции
Гомеровский период (XI – VIII вв.
до н.э.)
Архаика (VII—VI вв. до н.э.)
Классика (V - IV вв.
до н.э. )
Эллинизм ( втор. пол. IV – I вв. до н.э.)
Слайд 91.12.11
История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие
ступени своего развития
1. Гомеровская Греция (11 - 8 вв.
до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.
2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7 - 6 вв. до н. э.). Это - время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии.
Слайд 101.12.11
3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая
часть 4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета
античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.
4. Эллинистический период (втор. половина 4 - 1 в. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй, консолидации класса рабовладельцев под эгидой эллинистических монархий. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.
Слайд 13ГОМЕРОВКИЙ ПЕРИОД
(XI – VIII вв. до н.э.)
(геометрический стиль)
Слайд 141.12.11
ГОМЕРОВКИЙ ПЕРИОД (XI – VIII вв. до н.э.)
(геометрический стиль)
Протогеометрика
(11 – 10 вв. до н.э.)
Ранняя геометрика (9 в. до
н.э.)
Зрелая геометрика (кон. 9 – сер. 8 до н.э.)
Поздняя геометрика (третья четв. 8 в. до н.э.)
Основные художественные центры: Аргос и Аттика
Слайд 15 От гомеровского периода почти не сохранилось памятников зодчества
или монументальной скульптуры, однако мы имеем представление о гончарном ремесле,
близком микенской керамике.
Самые ранние глиняные сосуды были украшены геометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака, вероятно, имевшим символическое значение (X—VII вв. до н. э.), позже появились фигуры зверей и птиц.
Сосуды многообразны по форме: пифос - высокий сосуд высотой в человеческий рост для хранения сыпучих продуктов, амфоры — для хранения вина и масла, кратеры—для смешивания вина с водой, пиксиды с крышками в виде фигурок животных или птиц — для благовоний, кувшины с фигурным венчиком —оЙнохоя —для разливания вина во время трапезы и т. д.
С конца IX —начала VIII в. до н. э. на вазах появляется и изображение человеческих фигурок. Изображение предельно плоскостное, условное, с головами и ногами в профиль, а верхней частью торса — в фас, как в египетском искусстве.
Слайд 161.12.11
Основные типы греческих ваз.
1,2 – кратер, 3 – стамнос.
4 – амфора, 5 – гидрия, 6 – пелика, 7
– ойнохоя. 8 – килик, 9 – лекиф, 10 – канфар, 11 – киаф, 12 – скифос.
Слайд 171.12.11
Схема обозначения частей сосуда.
Слайд 18 Характерными для греческого искусства в эпоху геометрики (IX—VIII
вв. до н. э.) стали схематичные бронзовые и терракотовые статуэтки
и большие расписные сосуды.
В росписях преобладал т.н. геометрический стиль, получивший свое название по четким, логически ясным формам основных приемов росписи: ромб, квадрат, прямоугольник, круг, зигзаг, линия. Изделия, произведенные в различных художественных центрах — на острове Фера (ныне Санторин), в пелопонесском Аргосе, в Афинах и т. д. — все были выполнены в едином стиле.
Слайд 191.12.11
ПРОТОГЕОМЕТРИКА
Протогеометрическая амфора. нач. 10 в. до н.э. Аттика (Афины)
Слайд 20 Амфоры эпохи геометрики, большие и стройные, отчасти напоминают фигуру богини
— владычицы подземного мира.
Отдельные части сосудов строго отделены друг
от друга: тулово (основная часть), горло, шейка, венчик, ручки и ножки.
В каждом таком сосуде заключена информация о мире — не только в его внешней форме, но также и в росписи.
Каждый символ росписи сосуда являлся деталью условного изображения устройства мира.
Слайд 21 Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых
поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Наиболее полное представление о
«геометрическом стиле» дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к 9 - 8 вв. до н.э. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах
.
Слайд 22 Стиль эпохи великолепно передает амфора VIII в. до н. э.
из Афин, некогда служившая надгробием.
Впервые у греков громадный сосуд
оказался связанным с захоронением, но при этом оставался на земле как памятник человеку.
Высота сосуда достигает полутора метров, его форма отчасти является человекоподобной.
В могиле был найден скромный двойник этой амфоры, хранящий прах усопшего.
Эти два сосуда были установлены на одном уровне и сообщались друг с другом.
По особым, памятным дням в большой сосуд наливали жертвенную жидкость, которая просачивалась в могилу, ибо у большого сосуда перед его установкой отбивали ножку и часть донышка.
Слайд 24АРХИТЕТУРА
К 8 в., а возможно еще и к 9 в.
до н.э., относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры
(храм Артемиды Орфии в Спарте, храм в Термосе в Этолии, упоминавшийся храм в Дреросе на Крите).
В них использовались некоторые традиции микенской архитектуры, главным образом общий план, подобный мегарону; очаг-жертвенник помещался внутри храма; на фасаде, как и в мегароне, ставились две колонны. Наиболее древние из этих сооружений имели стены из сырцового кирпича и деревянного каркаса, поставленные на каменном цоколе.
Сохранились остатки керамической облицовки верхних частей храма. В целом архитектура Греции в гомеровский период находилась на начальной ступени своего развития.
Слайд 261.12.11
Вотивная модель храма Геры в Аргосе
Слайд 27Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой
пластики, большей частью явно культового характера. Эти небольшие статуэтки, изображающие
богов или героев, делались из терракоты, слоновой кости или бронзы.
Слайд 28 Монументальная скульптура гомеровской Греции до нашего времени не дошла.
О
ее характере можно судить по описаниям древних авторов.
Основным видом
этой скульптуры были так называемые ксоаны — идолы, выполненные из дерева или камня и представлявшие собой, повидимому, грубо обработанный ствол дерева или блок камня, завершенный еле намеченным изображением головы и черт лица.
Некоторое понятие об этой скульптуре могут дать геометрически упрощенные бронзовые изображения богов, найденные при раскопках храма в Дреросе на Крите, построенного в 8 в. до н.э. дорийцами, уже задолго до того поселившимися на этом острове.
Согласно древнегреческой легенде Дедал – строитель критского лабиринта был изобретателем деревянных статуй, а коринфский горшечник Дибутад – техники рельефа.
Слайд 301.12.11
АРХАИКА (VII—VI вв. до н.э.)
РАННЯЯ АРХАИКА (кон.8 — нач.6 вв.
до н.э.)
ЗРЕЛАЯ АРХАИКА (втор.четв. 6 — третья четв. 6вв.
до
н.э.)
ПОЗДНЯЯ АРХАИКА (кон.6 — нач.5 вв. до н.э.)
Слайд 31 Период архаики - время возникновения греческого изобразительного искусства. Греки, умело
используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создали свое собственное искусство,
оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры.
Слайд 32АРХИТЕКТУРА
Архаика стала временем формирования всех типов сооружений, их конструктивных, планировочных
и художествннных решений.
Древнегречекая архитектура являлась храмовой по своему основному назначению.
Зодчие этого периода уже пользовались не деревом и кирпичом на каменной основе, как раньше, а камнем. На главной площади города (Агора – торговая площадь, по сторонам которой храм, гос учреждения, мастерские, лавки и тд.), где происходили собрания и религиозные празднества, возвышался храм, посвященный обычно божеству — покровителю города. Храм был не только жилищем бога , но и иногда хрпнилищем казны и худоественных ценностей.
Слайд 33 Ордер предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (мерку) —
пядь, локоть или ступню.
Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря
ордерной системе в архитектурном произведении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз.
Ордер имеет трех частное деление – СТЕРЕОБАТ, ОПОРА (КОЛОННА) и АНТАБЛЕМЕНТ
Слайд 341.12.11
Несущими частями ордера были - основание (стереобат) и его верхняя
платформа (стилобат), а также стоящие на нем опоры (колонны).
Несомые
части — вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом — перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах.
Антаблемент состоял из трех соподчиненных частей: архитрава, фриза и карниза.
Слайд 35
Колонна, в свою очередь, имела основание (базу), которым опиралась
на стереобат, ствол, состоявший из нескольких поставленных друг на друга
барабанов, и завершалась капителью.
Ствол колонны имеет декор, образованный вертикально близко идущими желобками – КАНЕЛЮРЫ (от 16 – 20 на одной колонне)
– КАПИТЕЛЬ, венчает вертикальную часть опоры (колонны), элемент находящийся между стволом колонны и антаблементом.
В капители выделялась «подушка» (эхин) и лежащая на ней сверху квадратная плита (абак).
Слайд 361.12.11
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР
— самый прочный и тяжелый на вид из
трех архитектурных ордеров в греческой системе, из которой он берет
начало; второй по прочности после тосканского в римской системе ордеров.
Его колонна представляет в своём разрезе круг; высота её стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение, так наз. «опухлость - ЭНТАСИС» , вследствие чего профиль стержня — скорее криво, чем прямолинейный; но эта кривизна почти не заметна. Отсутствие базы
Слайд 371.12.11
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Один из архитектурных ордеров, общих для греческой и
римской систем. В градации по степени тяжести и легкости занимает
среднее положение между более мощным и тяжелым дорическим и более стройным и легким коринфским ордерами. Употребление базы обязательно; каннелюры на фусте разделены дорожками, смягчающими резкость светотеневых контрастов. Капитель своеобразна между эхином, украшенным иониками, и тонкой профилированной абакой помещена подушка с характерными волютами. Архитрав разделен по вертикали на три слегка выступающие одна над другой широкие полосы (фасции), карниз украшен снизу дентикулами.
Слайд 381.12.11
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР
Коринфский, возникший позже других и отличался особенной пышностью (По
легенде создан в Коринфе мастером Каллимахом). Такая колонна, имеют базу
и антаблемент, что создает значительное сходство с ионическими; но капитель и абака — совершенно иные.
Первая представляет как бы корзину, окружённую двумя рядами аканфовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсечёнными углами и дугообразно срезанными сторонами; в середине каждой из этих сторон помещена розета.
Слайд 39 Греческие храмы архаического периода подкрашивались: тимпаны (т. е. само
поле) фронтонов и триглифы —обычно синим, метопы —красным. Раскрашивалась и
скульптура. Краска подчеркивала архитектонику здания, усиливала праздничность образа. Белый с цветными деталями храм, для которого греческие зодчие всегда умели найти удачное расположение на холме, на возвышении, легко «читался» силуэтом на фоне неба.
Слайд 401.12.11
Каменное основание дорического храма —периптера — обычно трехступенчатое, называемое стереобатом,
с его верхней ступенькой — стилобатом — служило как бы
постаментом храма.
Слайд 411.12.11
В наос (НАОС или ЦЕЛЛА – центральная часть греческого храма,
где находилась статуя божества), из которого, собственно, и состоял храм,
вел вход со стороны главного фасада (в некоторых храмах был еще опистодом —помещение позади наоса с выходом в сторону заднего фасада). Наос освещался или через двери, или через световые люки в потолке.
Слайд 42 Размещение храма в центре акрополя или на городской площади уже
определяло его роль в общественной жизни. Простейший тип архаического храма
— храм в антах, состоящий из одного небольшого помещения — наоса, открытого на восток. Между выступами боковых стен — актами — на фасаде были помещены две колонны. Простиль — более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны. Амфипростиль имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. Но основным типом храма явился периптер — храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Периптер сложился во второй половине VII в. до н. э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкций и пропорций.
Слайд 431.12.11
«ХРАМ В АНТАХ»
- прямоугольный в плане античный храм с антами
(как правило, только на стороне пронаоса) и двумя колоннами между
ними, но без открытой колоннады на к.-л. стороне.
Наиболее древний и самый простой в греческом храмовом зодчестве
Слайд 441.12.11
ПРОСТИЛЬ (лат. prostylos, от греч. pro — впереди и stylos
— колонна) — прямоугольный в плане античный храм, целла которого
сзади замыкается глухой стеной (опистодом отсутствует); вдоль главного фасада, перед актами и входом в пронаос размещена колоннада из четырех колонн в один ряд.
ПРОСТИЛЬ
Слайд 451.12.11
ПСЕВДОПЕРИПТЕР (греч. pseu des — ложь, мнимость и peripte ros
— периптер) — прямоугольный в плане древнеримский храм. От периптера,
который он имитирует, отличается тем, что свободно стоящие колонны образуют только портик на главном фасаде, тогда как задняя и боковые стороны целлы украшены полуколоннами, выступающими из стены.
ПСЕВДОПЕРИПТЕР
Слайд 461.12.11
(греч. dipteros, от греч. dis — дважды и pteron —
колоннада храма) — прямоугольный в плане античный храм, целла которого
окружена колоннадой, имеющей два ряда колонн (знаменитый Д. — храм Артемиды в Эфесе, сер. 4 в. до н. э.). Д. — тип античного храма со сдвоенным рядом колонн по прямоугольному периметру.
ДИПТЕР
Слайд 471.12.11
(лат. monopteros, от греч. mónos — единственный и pterón —
колоннада),
м о н о п т е р о
с — небольшой, круглый в плане, античный храм (редко прямоугольной или иной формы), внутреннее пространство которого не ограждено стеной, но опоясано колоннадой, стоящей на стереобате.
МОНОПТЕР
Слайд 481.12.11
Сокровищница афинян в Дельфах. Конец 6 в. до н. э.
В
Дельфах, кроме храма Аполлона, от которого до наших дней дошли
только руины, было еще несколько зданий: небольшие сокровищницы разных городов (сокровищница сифнийцев в Дельфах), в которых под опекой бога хранилась их казна (они стояли перед храмом вдоль священной дороги), стадион, театр и знаменитая Лесха (здание для собраний) , которую в V в. до н. э. расписал знаменитый греческий художник Полигнот с острова Фасоса.
Его прославленные фрески «Разрушение Илиона» и «Преисподняя» не сохранились, как и все его творчество, однако их детально описал прекрасный знаток греческих древностей Павсаний («Описание Эллады», II в. н. э.).
Слайд 49ХРАМЫ В ПЕСТУПЕ
Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной
Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии.
В
Сицилии насчитывается свыше 20-ти колоссальных памятников этого рода, а именно в Селинунте, Акраганте (Агридженто); Сиракузах и Эджесте (Сегесте).
Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи — одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры в Пестуме и так называемая Базилика в Пестуме. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.
1.12.11
Слайд 501.12.11
Храм Посейдона. Известняк. Кон. 6 в. до н.э. Пестум. Италия.
Слайд 51СКУЛЬПТУРА
Сложным путем шло развитие архаической скульптуры. Можно сказать, что греческая
скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. Победители олимпийских
игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи.
Поскольку на состязаниях юноши выступали обнаженными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнаженного юношеского тела. Так появились в период греческой архаики скульптурные изображения юношей — куросы, которые долго называли архаическими аполлонами. Иногда такие статуи достигали нескольких метров высоты.
Фигура монументальна, моделирована обобщенно, в ее нерасчлененности отчетливо подчеркивается связь с блоком. Пуки прижаты к туловищу, одна нога выставлена вперед. Подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин «архаическая улыбка», глаза широко открыты. Четкая фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи. Но улыбка, устремленный вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастья познания его, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства.
Слайд 521.12.11
Материалом скульптуры служили камень, дерево, мрамор, терракота, со второй половины
VI в. до н. э.— бронза. Камень и глину раскрашивали.
Раскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой, глаза —красными, но это лишь усиливало общую декоративность.
Лица куросов не индивидуализировались, а обобщались. В мужских фигурах подчеркнуты статикой позы сдержанность, мужество, сила.
Слайд 53Курос из Пирея. Ок. 530-520 гг. до н.э.
Слайд 54 Если в скульптурном изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела,
то в женской — проблема задрапированного. Такие фигуры назывались «корами»
(по-гречески кора — дева). Чаще всего их находят около Афин, так как коры обычно изображали жриц богини Афины. Уже в ранних архаических корах видно, как скульптор стремился под их одеждой — хитонами и пеплосом — как можно точнее промоделировать тело. Глаза удлиненные, широко раскрытые, «архаическая улыбка» еле намечена.
Как правило, коры раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная.
Слайд 55Голова коры с афинского Акрополя. Ок. 500 г. до н.э.
Слайд 56ГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ
1.12.11
СТИЛИ ВАЗОПИСИ:
Ориентализирующий стиль - 7 век до н.э.
Чернофигурный стиль – конец 7 – середина 6 века до
н.э.
Краснофигурный стиль – с последней трети 6 века до н.э.
Слайд 57ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ ВАЗОПИСИ
В VII в. до н. э. живопись заполняла
всю поверхность сосуда, как ковром. Стиль этот называется обычно ориентализирующим,
поскольку многое, особенно в орнаменте, греки восприняли от искусства Востока: пальметты, цветы лотоса, как и многие мотивы животного мира. Все это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной мифологией. Узор, подчеркнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками.
Скифос с изображениями животных и птиц. Коринф. Кон. 7 в. до н.э.
Слайд 58Самыми значительными мастерами чернофигурной вазовой росписи третьей четверти 6 в.
до н. э. были Амазис и Эксекий.
Амазис.
Сохранилось несколько ваз
с подписью Амазиса как владельца мастерской, но так как эти вазы расписаны одной рукой, полагают, что роспись сделана самим Амазисом.
Интересна его амфора со сценой сбора винограда силенами (Вюрцбург, Музей). Фигуры силенов полузвериного облика остро комичны, движения ярко выразительны.
Следует здесь заметить, что комический образ в греческом искусстве 6 в. до н. э. нашел свое место в мелкой пластике (терракотах) и особенно в многочисленных росписях на вазах.
Слайд 59Евфроний.
Одним из крупнейших аттических художников конца 6—начала 5 в.
до н. э. по праву считается Евфроний. Его знаменитая роспись
на кратере «Борьба Геракла и Антея» (Париж, Лувр) носит подлинно монументальный характер. Сцена полна огромной эмоциональной силы. Главные фигуры охарактеризованы очень ярко: греческий герой Геракл противопоставлен грубому дикому Антею, с косматой гривой волос. Образ Антея в трактовке Евфрония выступает воплощением варварской силы.
Евфроний не столько ищет новых композиционных решений и новых приемов передачи глубины пространства, сколько создает новые, более реалистические образы и большое внимание уделяет анатомии человека.
Ваза с ласточкой», Евфроний конца VI в. до н. э.
Слайд 60Евфроний. Гетеры, играющие в коттаб. Роспись килика. Нач. 5 в.
до н. э.
В вазах, расписанных Евфронием, с изображением Тезея у
Амфитриты или гетер, играющих в коттаб, стремление к слишком свободным и сложным ракурсами и движениям, при отсутствии еще разработанного метода реалистического рисунка, привело к условной плоскостности некоторых деталей; много места у Евфрония занимают и чисто декоративные элементы: узоры на одеждах и т. п.
1.12.11
Слайд 61Мастер Бриг. «Менада». Роспись килика. 1-я треть 5 в. до
н. э.
Древнегреческий аттический гончар 1-й трети 5 в. до
н. э. Его мифологические и жанровые росписи, отличающиеся жизненной непосредственностью, знаменуют переход от архаики к классике. Им расписаны вазы: килики «Симпосий и его последствия», «Гера и Ирида, преследуемые свитой Диониса» и др.
Слайд 621.12.11
КЛАССИКА
ранняя - (490—450 гг. до н.э.)
высокая - (450—400 гг. до
н.э.)
поздняя - (400—323 гг. до н.э.)
Эпоха расцвета греческих городов-полисов. Это
время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах.
В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.
Слайд 63РАННЯЯ КЛАССИКА (СТРОГИЙ СТИЛЬ)
1.12.11
Слайд 64Архитектура
В архитектуре V в. до н. э. развивался все
тот же тип храма-периптера преимущественно дорического ордера. Пропорции его стали
стройнее, гармоничнее, приобрели большую логику, ясность и простоту. Так, число колонн стало определенным: по длинной стороне вдвое больше, чем по короткой, плюс одна (например, 13:6 или 17:8).
В архитектуре классики были отработаны все основные принципы, согласно формуле «ПОЛЬЗА – МЕРА - КРАСОТА»
1.12.11
Слайд 65Храм ЗЕВСА в ОЛИМПИИ, сер. 5 века до н.э.
1.12.11
Олимпия
— крупнейший религиозный центр Древней Греции. Само его название связано
со священной горой Олимп — обиталищем богов. Этот древнегреческий город, расположенный в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос, издавна являлся одним из самых почитаемых святилищ Эллады. Даже после покорения Македонией, а затем Римом роль Олимпии в культурной и религиозной жизни Греции продолжала сохраняться, и слава ее не угасала вплоть до крушения античной цивилизации.
Слайд 66 Храм Зевса Олимпийского воплощал в себе один из лучших образцов
греческого храма раннеклассического стиля. Правда, педставить сейчас его архитектурный облик
довольно трудно, так как он очень сильно разрушен. Сохранившиеся фрагменты позволяют думать, что это был характерный для раннеклассической Греции храм-периптер. На мощном фундаменте, уходящем вглубь на 4 м, покоился стилобат размерами 64,12 × 27,68 м, состоящий из трех ступеней, несущих дорические колонны высотой 10,43 м (по шести на торцовых и по тринадцати — на боковых сторонах). В храме Зевса в Олимпии, как и в других постройках того времени, архитектурные элементы отличались собранностью масс, строгостью очертаний.
Материалом для строительства храма послужил твердый известняк-порос из расположенных на берегу Алфея каменоломен. На грубую шероховатую поверхность стен был нанесен слой мраморной штукатурки, крышу покрывала мраморная черепица, что по тем временам считалось роскошью — обычно для перекрытий использовалась глиняная черепица.
Слайд 67 Великолепию храма способствовала яркая раскраска многих его частей. В римское
время убранство храма дополнили золоченые бронзовые щиты, установленные консулом Муммием.
Позолоченные статуи богини победы — Ники и большие позолоченные чаши на углах фронтонов достойно увенчивали этот выдающийся памятник раннеклассической архитектуры.
Внутреннее пространство храма Зевса — наос — было разделено двумя рядами колонн на три нефа и имело размеры 28 × 13 м. Оно освещалось только через восточную дверь 10-метровой высоты. В верхних частях боковых нефов имелись галереи, куда поднимались по деревянным лестницам. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу, ведущему к проходу между центральными колоннами. Пол в нем был выложен сперва галькой из реки Алфей, а позднее, в римское время, — мраморными плитами.
Слайд 68Храм Зевса в Олимпии. Восточный фасад
1.12.11
Слайд 69СКУЛЬПТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ХРАМА ЗЕВСА В ОЛИМПИИ
Метопы и фронтоны этого
храма могут считаться самой значительной монументальной скульптурой второй четверти 5
в. до н. э. Храм был выстроен из известняка, лишь карниз и скульптура были выполнены из паросского мрамора. Метопы наружного фриза украшены бронзовыми позолоченными щитами, а двенадцать метоп над входом в пронаос и опистодом были с рельефами, изображавшими подвиги Геракла. Большинство метоп хранится в Олимпии, в музее. В метопах не соблюдено одинаковое количество действующих лиц. Разнообразны они по своему пластическому решению. На них чередовались группы в энергичном движении (например, Геракл и критский бык) и группы из фигур в спокойном состоянии (например, Геракл и Афина).
Скульптуры Олимпийского храма отличаются замечательными и своеобразными пластическими достоинствами: обобщенной сильной лепкой, выделением основных главных мускулов, характеризующих движение фигуры, лаконичностью и четкой графичностью складок одежды (наиболее пластично выполнен плащ Зевса, расположенного в центре восточного фронтона). На многих фигурах волосы трактованы общей массой, отдельные пряди были даны раскраской. Особенно следует отметить строгую плавность контура каждой фигуры, очерченной скупой, но ясной выразительной линией
1.12.11
Слайд 70 На западном фронтоне показана битва лапифов и кентавров на свадьбе
Перифоя (скульптуры фронтонов в Олимпии, в музее). Необузданная дикая сила
кентавров, энергичность и стремительность бойцов, сильные движения защищающихся женщин, ожесточение и боль на лицах, разорванные одежды придают всей сцене жизненную убедительность.
1.12.11
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТОН ХРАМА ЗЕВСА В ОЛИМПИИ
Слайд 71
В первое десятилетие 5 в. до н. э. в греческом
искусстве усиливается борьба нового стиля с пережитками старого, архаического, уже
не отвечавшего новым требованиям.
Храм Афины-Афайи на острове Эгине. Памятником переходной эпохи являются фронтонные группы храма Афины-Афайи на острове Эгине, близ Аттики, сооруженного после 490 г. до н. э., т. е. после Марафонской битвы. Храм представлял собой величественный дорический периптер, от которого теперь остались лишь стилобат и пятнадцать колонн с частью антаблемента.
Фронтонные группы (всего сохранилось 15 фигур) изображали сцены борьбы греков с троянцами. Центр обоих фронтонов занимали фигуры Афины, выполненные еще в архаическом стиле; по сторонам богини симметрично расположены фигуры воинов.
1.12.11
Слайд 72На западном фронтоне была изображена борьба греков и троянцев за
тело Патрокла.
В центре находилась неподвижно стоящая, строго фронтальная, словно
развернутая на плоскости фронтона фигура Афины, бесстрастно-спокойная и как бы незримо присутствующая посреди сражения.
Ее участие в происходящей борьбе показано лишь тем, что ее щит обращен наружной стороной к троянцам и в ту же сторону повернуты ступни ног.
Только по этим символическим намекам можно догадаться, что Афина выступает как защитница эллинов.
Если не считать фигуры Париса в высоком изогнутом шлеме и с луком в руках, нельзя было бы и отличить греков от их врагов, настолько фигуры зеркально повторяются на левой и на правой половине фронтона.
1.12.11
Слайд 73Геракл с восточного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Мрамор.
490—480 гг. до н. э.
В фигурах воинов уже нет архаической
фронтальности, их движения реальнее, анатомическое строение правильнее, чем было обычно в искусстве архаики.
Хотя все движение развертывается строго по плоскости фронтона, оно в каждой отдельной фигуре достаточно жизненно и конкретно.
Но на лицах сражающихся воинов и даже раненых дана одинаковая условная «архаическая улыбка» - явный признак связанности и условности, плохо совместимый с изображением напряженно борющихся героев.
1.12.11
Слайд 74Изобразительное искусство классики
Ранняя классика
1.12.11
Слайд 75 История изобразительного искусства 5 в. до н. э. раскрывается перед
нами на многочисленных подлинниках мраморной и бронзовой скульптуры, на римских
мраморных копиях с бронзовых греческих оригиналов, на греческих расписных вазах, бронзовых и терракотовых статуэтках. Живопись монументальная и станковая известна лишь по литературным источникам и повторениям в живописи Помпеи и Геркуланума.
В мраморе исполнялись скульптурные украшения храмов — фронтоны, метопы, фризы, посвятительные и надгробные рельефы и такие статуи, которые изображали либо фигуру в длинной одежде, либо прямо стоящую с опущенными руками обнаженную фигуру. Изваять в мраморе обнаженную фигуру с опорой на одну ногу со свободно отставленной другой, не говоря уже об изображении какого-либо движения, без особой подпорки было очень трудно. Только бронза позволила греческим скульпторам придавать фигуре любое положение. Поэтому бронза в 5 в. до н. э. стала главным материалом, в котором работали все великие греческие ваятели
Главной задачей прогрессивного искусства 5 в. до н. э. было правдивое изображение человека — сильного, энергичного и, вместе с тем, полного достоинства и равновесия душевных сил; надо было показать бойца и победителя, свободного гражданина, осознавшего превосходство своего строя и культуры над старыми культурами Востока и варварским миром.
1.12.11
Слайд 76 В искусстве 5 в. до н. э. создается новый идеал
красоты, который существовал и в следующие столетия, изменяясь лишь в
частностях. Уже к 470 г. до н. э. мы видим, как в ведущих центрах греческого искусства складывается определенный тип лица: продолговатый, но округлый овал, прямая переносица, прямая линия лба и носа, плавная дуга бровей, выступающая над миндалевидной формы глазом, губы, довольно пухлые, красивого рисунка, без улыбки; общее выражение лица спокойное и серьезное. Волосы трактованы мягкими волнистыми прядями, обрисовывающими форму черепа; складки одежды теперь становятся «эхом тела».
1.12.11
Поликлет. Голова статуи «Раненой амазонки»
Слайд 77«ТРОН ЛЮДОВИЗИ»
Ярким примером греческой скульптуры этого периода, исполненный также ионийским
мастером второй четверти 5 в. до н.э. является рельеф, изображающий
рождение Афродиты из пены морской (так называемый «Трон Людовизи»); на боковых сторонах этого мраморного «трона» или, скорее, постамента для статуи Афродиты изображены обнаженная девушка, играющая на флейте, и одетая в длинную одежду женщина перед курильницей.
Ясная и простая гармония, спокойная естественность движений фигур и реалистическая жизненность их группировки резко отличают эти произведения от архаических рельефов.
На центральной из трех сторон «Трона Людовизи» — две нимфы, склонившись, поддерживают выходящую из волн Афродиту; спокойному ритму движений подымающейся Афродиты и распрямляющихся нимф соответствует ритм тонких складок их одежд.
Облекающий тело Афродиты влажный пеплос покрывает ее тонкой сетью волнистых линий, подобных струйкам воды. Морская галька, на которую опираются ступни нимф, говорит о месте действия.
1.12.11
Слайд 78 В отличие от большинства более древних греческих городов в Пирее
мощеные улицы одинаковой ширины шли строго параллельно друг другу; под
прямым углом их пересекали поперечные, более короткие и узкие улицы. Работы по планировке города были (не ранее 446 г. до н.э.) проведены архитектором Гипподамом из Милета - выходцем из малоазийской Греции. Т.н. – «ГИППОДАМОВА СИСТЕМА». Восстановление городов Ионии, разрушенных во время войны персами, поставило перед зодчеством задачу строительства по единому плану. Здесь и возникли первые в истории архитектуры опыты общей планировки, на которые опирался в своей деятельности Гипподам. Главным образом планировка сводилась, как это было и в Пирее, к общей разбивке кварталов, причем при планировании улиц учитывался характер рельефа местности, а также направление ветров. Определялись заранее также и места расположения основных общественных зданий. Жилые дома Пирея были невысокими зданиями, выходившими на улицу глухими стенами, а внутри имевшими дворик с портиком на северной его стороне перед входом в жилые помещения. Эти жилые дома были относительно единообразны: в населенном свободными гражданами полисе 5 в. до н.э. не было того разительного неравенства, которое было характерно для позднейших городов эллинистического и римского времени.
Слайд 79 Но самым главным сооружением эпохи Перикла был новый ансамбль Афинского
акрополя, который господствовал над городом и его окрестностями. Акрополь был
разрушен во время персидского нашествия; остатки старых зданий и разбитые статуи были употреблены теперь на выравнивание поверхности холма Акрополя. В течение третьей четверти 5 в. до н.э. были возведены новые постройки - Парфенон, Пропилеи, храм Бескрылой Победы. Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопоннесских войн.
Слайд 80АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ
Акрополь, представляющий собой естественную скалу, возвышающуюся на 150 м
над уровнем моря и находящуюся примерно в 5 км от
него, издавна (еще во 2 тысячелетии до н. э.) являлся крепостью жителей этого.
Акрополь как бы парит над Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Здесь в этом замечательном комплексе греческими строителями было проявлено удивительное умение художественно связать сооружения между собой и в то же самое время органически ввести их в природную среду, окружающий пейзаж.
Традиционно считается, что работами по перестройке Афинского Акрополя руководил знаменитый афинский скульптор – ФИДИЙ.
1.12.11
Слайд 81http://prezentacija.biz/
Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех
1.12.11